Отзыв Натальи о группе поддержки для родителей

"Встреча ОЧЕНЬ понравилась! Спасибо ведущим и участницам! Стало легко на душе от того, что выслушали и поняли :) А вечером после встречи вообще случилось волшебство: вместо обычного сценария "о, как я устала и столько всего надо" удалось переключиться на спокойное совместное времяпровождение с ребенком! Видимо всё что проговорила вслух на встрече мозг принял как руководство к действию и всё получилось легко :) Я пила чай, а ребенок сам лепил рядышком и даже мультики не просил, оба довольны и даже было начавшаяся головная боль отступила. А немытую посуду оставила на утро ;) Утром также вместе очень вдохновленно рисовали каждый своё. Волшебство! :)"

Отзыв Леси Мельник о Реджио-группе для детей 3-5 лет на Туристской

"Моя дочь ходила в детский сад на Туристской 5 месяцев. По личным причинам мы ушли из сада и я решила написать отзыв. Я думаю, что это был счастливейший период для моего ребенка. Она пошла в группу полного дня практически без каких-либо трудностей, ей было 2,8, т.к. домашняя обстановка и доброе отношение воспитателей помогли ей почувствовать там себя своей сразу же. К тому же, множество материалов в саду - это то, что надо ребенку с богатой фантазией  В саду она играла, играла, играла!

Я знала о Реоджио-подходе по статьям и следила за жизнью этих садов в интернете и считала, что это лучшее, что можно придумать для детей. Но часто в реальности все не так радужно. В Гнезде все оказалось еще лучше. Самое главное, что отношения между людьми поставлены там на первое место. И, конечно, возможность играть, творить и фантазировать - это мне кажется тоже важным для раскрытия талантов в ребенке. Воспитатели с большим уважением относятся к детям, что дает возможность им переживать все свои чувства, лучше адаптироваться, развивает умение принимать решения, самостоятельность. Няня, которая знает мою дочь давно, заметила, что после того, как она пошла в сад, появились такие приятные моменты, как уступать другим на площадке, договариваться. Именно в коллективе это стало для неё важным, до этого эти понятия были только словами.
Мне всегда казалось преувеличенным значение социализации. Но моей дочери очень нужен коллектив, это было видно с самого раннего возраста. И я теперь думаю, что социализация должна быть именно такой, как в Гнезде - со здоровыми реакциями со стороны взрослых, с уважением к чувствам и к личности. Здесь действительно интерес ребенка приоритетен и это очень ценно - относиться к маленькому человеку, как к цельной личности, которая раскрывается в мире, привнося в него что-то уникальное, а не как к сосуду, который должен заполняться. 

Ежедневно мы получали от воспитателей отчеты с фотографиями и записями. Появлялось ощущение соучастия, я всегда очень ждала эти записи и читала с интересом не только про свою дочь, но и про других детей, про жизнь в саду, про то, как дети каждый день удивляли своими высказываниями, творчеством, решениями. Иногда до слез трогали заметки, из которых мы узнавали, как дети заботятся друг о друге, как они раскрываются. 

В саду появилась замечательная традиция - готовить вместе торт имениннику. Каждый день рождения становился праздником для всех, т.к. в подготовке участвовали все. Это тоже было очень необычно, не формально. Это самое настоящее творчество, которое не оторвано от реальности. 
Моя дочь почти всегда утром хотела идти в сад. И почти всегда не хотела уходит. 

Ну и приятные мелочи - за 5 месяцев мой ребенок научился одеваться на прогулку сам (флисовая поддевка, комбинезон, спожки на молнии!), отказалась от памперсов и сразу стала пользоваться унитазом, резать ножницами, начала говорить предложениями и считать по английски - все это было в период, когда она ходила в сад. Страшно подумать какой крутой она стала бы, если бы ходила дальше!"

Спасибо большое Ане и Оле за такое необыкновенное пространство, где даже находиться - удовольствие. Спасибо всем инструкторам, педагогам, которые заботились о моем ребенке и давали ей оставаться собой! 

Книжный обзор: "Приключения новогодних игрушек"

Сегодня я хочу поделиться своей любимой книжкой о новогодних чудесах и традициях - "Приключения новогодних игрушек", автор - Елена Ракитина. 

В этой книжке творится настоящее волшебство! В ней оживают игрушки, рассказывают свои невероятные истории, делятся своими мечтами и воспоминаниями, готовятся в главному Новогоднему Балу. Самое важное, что истории настоящие, осязаемые - про те самые игрушки, которые висят на наших елках. 

Эта книжка - не про Санта Клауса, не про волшебных зверей в фантастических лесах, она про тот мир, который ребенок видит каждый день, а, значит, и само чудо оказывается ближе к ребенку. 

Самое лучшее чтение для веры в чудеса и волшебные сны! :) Интересно будет и детям, и взрослым!

Кристина Волобуева

Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

Детский сад в Дании

Будучи аспиранткой, Ребекка проходила практику в «лесной школе» в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагалось на краю леса; с другой стороны оно граничило с маленькой морской бухтой.

Как-то зимой, когда тусклое северное солнце едва выглядывало из-за верхушек деревьев, воспитатели с группой отправились к морю. «По дороге дети мечтали о том, чтобы искупаться, и учителя только улыбались в ответ», — рассказывает Ребекка. Никто не пытался переубедить малышей, никто не запрещал им подходить к воде и не говорил, как опасен тонкий лед.

Ребята собирали камни и ракушки; когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим.

«Мы разбили лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали, а я стояла с полотенцем наготове, — улыбается Ребекка. — Никто из них не полез дальше в море, и они точно запомнили, что купаться зимой — не лучшая идея. После дети говорили, что чувствовали себя суровыми викингами, а меня, признаюсь, впечатлила их смелость».

В «лесной школе» воспитанники часами играли на открытом воздухе в любую погоду. На природе они чувствовали себя как рыбы в воде и не боялись исследовать окружающий мир. «Дети были крепкими и здоровыми. А еще обходились без игрушек и сами придумывали, чем заняться, используя то, что дает природа, — с восторгом рассказывала Ребекка. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда (это высказывание я не раз слышала от скандинавов)».

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Из книги "Родители без границ", Кристина Гросс-Ло

Источник

Книжный обзор: "Рисунки детства"

Здравствуйте! Сегодня мой пост о рисунках детства.

Евгения Чарушина и его акварельную природу знают все. Я хотела бы рассказать о серии маленьких книг в мягком переплете. Стоят они по 50-80 рублей, обложки яркие и красочные, книг в серии много! Книги можно вместе с ребенком выбирать в магазине, как игрушки, а потом вместе читать.

Книжки небольшие, истории в них короткие, так что это не длинные сказки на час (зато эти истории отлично читаются самостоятельно первоклассниками). Детям любого возраста обычно очень интересны рассказы про медвежат и их семьи, про птичек, лисичек, барсуков и ящериц. С определенного возраста можно пробовать рисовать акварелью на основе этих книг!

Еще эти книги удобно брать с собой на загородные прогулки! Они легкие, а рисунки такие притягательные, что сразу хочется найти все травинки, цветочки и, конечно же, животных в настоящем лесу. Это может перерасти в настоящее исследование!

Поход в Зоологический музей - так же повод взять книги с собой: искать, изучать, рисовать и играть!

Кристина Волобуева

«Не буду спать!» Естественные детские потребности или манипуляции?

Давайте посмотрим правде в глаза: дети до смешного изобретательны, и это их качество имеет тенденцию проявляться ярче перед сном. Но как же нам, родителям, понять, когда наши дети имеют реальные потребности, а когда они просто отчаянно пытаются отсрочить неизбежное? Когда и где мы должны провести черту?

Вот только несколько примеров запросов, которые можно услышать от детей, как только солнце садится и пора спать (сможете ли вы понять разницу?):

  • "Где мой плюшевый кот?" (О нем не вспоминали несколько месяцев, но теперь не могут жить без него.)
  • "Подоткнешь мне одеяло?"
  • "Можно стакан воды?"
  • (Неизбежно следует) "Мне нужно в туалет!"
  • "Я услышал страшный шум!"
  • "У меня нога чешется..."
  • "Можешь сложить одежду за меня?"
  • И кристально честное "Я просто не хочу спать."

Иногда эти мольбы могут разбить сердце, в другое время они приводят в бешенство, но, в основном, они утомительны. Что же делать родителю?

Помните, что у всех нас есть сенсорные потребности

Быстрый тест. Сколько чувств у нас есть? Пять... правильно? Нет! Вообще-то семь! Что вы пропустили? Скорее всего, вестибулярные и проприоцептивные чувства.

Теперь не дайте вашим глазам потускнеть, созерцая эти громкие слова. Об этих двух чувствах часто не знают или забывают, но каждый человек использует их постоянно и не сможет без них существовать. И, самое главное для нашей дискуссии, они оказывают сильное влияние на поведение у всех детей.

Наиболее распространенные чувства, которые могут быть у ребенка в неисправном состоянии,  - тактильные (прикосновение), вестибулярные (движение и баланс), и проприоцептивные (осознание положения тела в суставах и связках).

Некоторые дети чрезмерно чувствительны и избегают этих ощущений. Другие дети недостаточно чувствительны к этим ощущениям и ищут их. И по отношению к разным ощущениям это может проявляться во всевозможных комбинациях и степенях тяжести.

Есть дети, которые ненавидят определенные текстуры, но абсолютно жаждут вращения, верхолазания и других смелых занятий (избегают тактильных ощущений, но ищут вестибулярных). Есть дети, которые любят испачкаться до невозможности (искатели тактильного опыта). А есть дети, которые боятся определенных движений и высоты (избегающие вестибулярных ощущений), однако ждут достаточно жестких объятий и твердых прикосновений (проприоцептивные искатели).

Сенсорные потребности ребенка - вот, что нужно искать родителям

Спросите себя: "Что мой ребенок будет просить или чего избегать (кроме сна, конечно)?"

  • Он жалуется на колючее одеяло или тесную одежду? Это тактильное избегание.
  • Он настаивает на определенном плюшевом медведе, чтобы потереться об него щекой? Это тактильный поиск.
  • Он охотнее будет спать на полу, чем на втором ярусе кровати? Это вестибулярное избегание.
  • Он хочет, чтобы его укачивали или любит свешиваться вниз головой с кровати? Это вестибулярный поиск.
  • Каждый маленький шум вызывает у него панику? Это слуховое избегание.
  • Его одеяло должно быть плотно заправлено или дополнительное утяжеляющее покрывало должно лежать на нем сверху? Это проприоцептивный поиск.

Так есть ли надежда дождаться добровольно закрытых глаз? Конечно!

Уделите внимание сенсорным потребностям во время отхода ребенка ко сну

Цель состоит в том, чтобы успокоить ребенка. Почти все дети успокаиваются от проприоцептивного воздействия. «Медвежьи объятия», фирменный массаж спины и почесывания - отличный способ дать ребенку ощущение комфорта в своем собственном теле перед сном. Если ваш ребенок ищет тактильных ощущений, пусть он почувствует свою любимую текстуру. Если он любит движение (вестибулярные ощущения), его можно нежно качать, или подвесить вниз головой. Дайте детям то, чего жаждет их мозг, но не перевозбуждая их.

Но как вы должны справиться с теми проблемами, которые все равно возникают?

Используйте сенсорные инструменты

Некоторые улучшения лежат на поверхности. Позвольте ребенку надеть пижаму, которая его успокаивает. Пусть спит на низких нарах, которые вызовут наименьший страх. О других способах решить проблему вы, возможно, не думали. Сильное давление успокаивает большинство людей, но особенно детей, которые ищут проприоцептивных ощущений. Возможно, ребенку стоит носить утяжеленный компрессионный жилет, который слегка сжимает его, или укрываться утяжеленным одеялом, вместо того, чтобы быть заваленным подушками. Эти средства творят чудеса, потому что проприоцептивное воздействие успокаивает всех людей, помогая им чувствовать себя защищенными в собственном теле. Если шум - проблема, почему бы не попробовать "белый шум" или шумоподавляющие наушники. Если ребенок ищет сильных проприоцептивных ощущений настолько, что обкусывает ногти на руках до крови, возможно, грызунок даст ему стимуляцию, которой он жаждет.

Дайте детям сенсорные ощущения днем

Долгосрочным решением для сенсорных бедствий перед сном являются сенсорные воздействия днем. Если ваш ребенок стремится к определенным сенсорным ощущениям, обеспечьте их ему в здоровых дозах в течение всего дня. 

Установите ограничения и придерживайтесь их

Конечно, не все запросы детей сенсорно обусловлены. Большинство детей - далеко не любители сна и найдут любой повод, чтобы задержать момент отхода ко сну. Поэтому, как только вы уверены, что удовлетворили сенсорные потребности детей в разумных пределах, вы переходите к установлению границ, выполнению ритуалов, и стараетесь быть последовательны. Да, это непросто...

Например, ребенку может помочь право последней просьбы на текущий день, а затем диалог закончится до утра. Мы остаемся тверды в нашей решимости выполнить только одно требование. Это может вызвать слезы, но мы остаемся с ребенком, чтобы помочь ему успокоиться. Следует отметить, что удовлетворение сенсорных потребностей детей может значительно уменьшить количество их требований.

Мы надеемся, что эта статья напомнит вам, что ваш ребенок был создан прекрасным и сложным. Сенсорный опыт вашего ребенка не решит все проблемы и не превратит его в ангела, но это может быть та часть головоломки, которую вы не замечали.

По материалам статьи Just Go to Bed! Deciphering Legitimate Needs from Stall Tactics

Перевод Ольги Васильевой

Книжный обзор: "Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком"

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать вам  об одной книге - прекрасном помощнике всем родителям, учителям и воспитателям в играх с детьми. Да даже взрослым в некоторые игры интересно играть!

Чем уникальна эта книга? В ней рассказывается не только как покрасить макароны и рис (хотя рецепт там хороший, сама красила, получилось), как из пены для бритья сделать снег - все эти идеи, думаю,  давно всем известны. В этой книги предложены замечательные тематики для игр:

  • ледяные раскопки (и не только ледяные; а для любителей динозавров это вообще находка),
  • ледовое побоище,
  • марсоход Curiosity (разве кто-то откажется создать собственную планету Марс?),
  • великие открытия (придумывайте игры и декорации на любые темы - океан, новые острова, материки, вершины гор и даже космос!),
  • идеи и сюжет с любимых книг (готовьте вкусняшки из книг или шейте наряды, или отправьтесь в путешествие!),
  • день китов! (повод заглянуть в календарь праздников и придумывать игры с детьми на "день улыбок", "час Земли" или придумывать свои праздники, например "день разрисованных ладошек"),
  • первый воздушный шар.

Читая эту книгу и играя в неё, вы разбудите свое воображение и вам уже не составит труда придумать что угодно. Лично я бы с удовольствием поиграла в Атлантиду или в тайны Египетских пирамид! Или устроила бы потрясающее исследование растений и Ботанических садов. Словом, получаются прекрасные образовательные игры.

Всем счастливых и интересных игр!

Кристина Волобуева

Семинары о Реджио-подходе в Гнезде

Ведущая семинаров - Анна Вендик

Расписание ближайшего цикла семинаров мы публикуем в разделе Новости и акции

GDzLlcKkyh8.jpg

В наших семейных пространствах мы опираемся на педагогические постулаты Реджио-подхода - гуманистического направления в педагогике, которое уже завоевало уважение во многих странах мира и постепенно проникает в Россию. 

Приглашаем вас на цикл семинаров о Реджио-подходе от одного из учредителей Семейных пространств Гнездо и Гнездо Два! 

 1. Реджио-подход: 100 языков ребенка

Что такое Реджио-подход? Где, когда и как он появился? Чьи идеи и труды легли в основу подхода. Как реализовывать подход в общении с детьми? Как организована Реджио-среда? Эти и другие вопросы мы сможем обсудить в рамках открытого семинара об основах Реджио-подхода.

2. Уважение и доверие в контексте Реджио-подхода

В основе подхода к детям лежит уважение и доверие. Что это для каждого из нас? Как это проявляется в повседневной деятельности и в педагогическом планировании и взаимодействии. Что означает “быть вдохновленным Реджио-подходом”? Как выстроить эффективные коммуникации с детьми? На этом семинаре будем исследовать свое отношение, свою позицию и искать, как из нее общаться с детьми.

3. Реджио-подход: творческая и исследовательская деятельность

Как разговаривать с ребенком, чтобы помогать ему раскрываться? Что такое мотивация для исследования? Как формировать научное мышление, почему чтение, письмо и счет  - это инструменты исследовательской деятельности?
Творчество -  это один из 100 языков ребенка и способов завить о себе. Как оно дает детям возможность переосмыслить и выразить информацию, опыт, свои чувства и переживания, полученные в ходе обучения, общения, проживания дня?

4. Реджио-подход: особенности проектной деятельности

Педагогика Реджио-Эмилия основана на проектной деятельности. Детский интерес, поощряемый взрослыми и развиваемый совместно, перерастает в настоящие проекты, которые могут длиться от одного дня до целого года. Как рождаются проекты детей? Какие типы проектов бывают? Как поддерживать и развивать проекты?

Стоимость

  • Разовое посещение - 700
  • При единовременной оплате от 2 занятий - 600 за каждое
  • Стоимость цикла из 4 семинаров - 2000

Размышления о родительских ожиданиях

Стоит поднять тему маминых и папиных ожиданий от ребенка в сообществе более-менее чутких родителей, большинство скажут, что слово «ожидания» сразу вызывает негатив. Не потому, что слово плохое, а потому что все знают, что возлагать ожидания – это плохо, это калечит детей. Правда, эти же родители признаются, что без ожиданий не обходятся... Как же так? А вот само случается, непроизвольно... И вообще, что плохого, если я верю (а верю ли на самом деле?), что мой ребенок способен на многое, что он добьется успеха, что стимулирую его к деятельности, когда ему самому это трудно сделать. Да, иногда давлю, но все ему на благо! Потом он скажет мне «спасибо» (или не скажет). Потом мне... т.е. ему, конечно, будет хорошо. «Потом» – ключевое слово.

Занятно покопаться внутри слова, в его звучании и смысле. «Ожидания», «ожидаю», «жду». А чего жду? Почему жду? Ребенок уже есть, уже живет и развивается, а я жду. А вообще, мой ребенок здесь и сейчас есть? Для меня лично?.. Это страшно осознать, но... ой, кажется, у меня, в моем мире, только мой будущий ребенок, причем МОЙ, какой МНЕ нужен. Его проблемами я живу, с ним провожу время. А этот, который есть, не такой совсем, и интуиция подсказывает, что МОИМ он не будет никогда. Страх внутри сразу кричит: надо срочно что-то делать! А что тут сделаешь... Если у меня отношения только с будущим ребенком, а с этим никаких, то как я могу хоть что-то сделать. Только предпринять кучу бесполезных, изматывающих обе стороны попыток направить его в нужное мне русло, продавить иногда на благо мне, т.е. на благо ему, конечно. И рано или поздно окончательно потерять для себя его живого, настоящего. Поэтому я часто отстраняюсь, чтоб уйти из отношений раньше, чем уйдет он, не застать этого. Или злюсь, ведь постоянно разочаровываюсь.

Это все про неумение родителя жить в настоящем, скажете вы. А вот если родитель умеет быть здесь и сейчас, то его стремление видеть в ребенке хорошее – это ожидания или нет? Дорисовывать его образ, где не дотягивает, думать о нем лучше, чем он есть – это как? Разве не так советуют гуманистические психологи, разве человека не поддерживает вера в него его родных? Одни вопросы. Может, это и ожидания, но какие-то здоровые, как будто мы видим суть, отбрасывая мишуру. А, может, это то же самое нежелание видеть настоящего ребенка. Возможно, все дело в том, можем ли мы отпустить эти ожидания, ребенок ли для нас на первом месте или они, ради себя мы стараемся или все же печемся о его благе по-настоящему.

Интересно было бы услышать ваши мнения, что для вас ожидания и проникают ли они в вашу с ребенком жизнь?

Ольга Васильева

Семинары о теории привязанности в Гнезде

Ведущая семинаров - Ольга Васильева

Расписание ближайшего цикла семинаров мы публикуем в разделе Новости и акции

Теория привязанности относится к гуманистической психологии и дает понимание того, как отношения влияют на развитие ребенка, как любовь родителей способствует взрослению маленького человека и раскрытию его потенциала. В нашем пространстве мы стремимся создать атмосферу принятия, бережно передавать ребенка от взрослого к взрослому, культивировать привязанность и правильные отношения, способствующие развитию.

Мы считаем важным рассказывать о привязанности и ее роли как педагогам нашего пространства, так и родителям. В рамках цикла из 7 семинаров мы поговорим о привязанности очень подробно, научимся понимать своих собственных детей и себя намного лучше, попробуем найти в себе источник родительской силы.

Все занятия цикла объединены единой темой:
"Как растет и развивается ребенок, что влияет на его взросление".

  • Тема 1. Как мы взрослеем, часть 1: взросление как спонтанный процесс. На семинаре мы поговорим о том, как раскрывается человеческий потенциал, как человек становится независимым существом, крепко стоящим на своих ногах, какие факторы влияют на достижение человеком зрелости, почему процесс взросления может остановиться и какие проблемы за этим следуют.
  • Тема 2. Как мы взрослеем, часть 2: способность адаптироваться как один из важных компонентов взросления. На семинаре пойдет разговор о том, как человек адаптируется, почему плакать и грустить - это хорошо и полезно, какие механизмы лежат в основании психологической устойчивости и находчивости человека, его пластичности и способности справляться с тяжелыми ситуациями.
  • Тема 3. Как мы взрослеем, часть 3: развитие человека по замыслу природы, от дифференциации к интеграции. Семинар будет посвящен основным стадиям созревания, характерным для всех живых существ, в том числе и для человека. Последовательно будет рассмотрено, как происходит созревание на биологическом, физиологическом и психологическом уровнях.
  • Тема 4.  Эмоции и их роль в развитии человека. На семинаре будет рассмотрено, как влияет способность глубоко и уязвимо чувствовать на развитие человека и его психологическое взросление, а также негативное влияние эмоциональных защит на процесс взросления.
  • Тема 5. Становление привязанности. На семинаре мы обсудим, как развивается способность к отношениям, какие условия способствуют этому процессу и как родителям способствовать углублению их привязанности с ребенком.
  • Тема 6. Как привязанность облегчает родительство. Семинар раскрывает информацию о роли привязанности для ребенка и родителя, рассказывает о функциях привязанности и об инстинктах заботиться и зависеть, которые живут в каждом из нас.
  • Тема 7. Поляризация как свойство привязанности. На семинаре мы обсудим позитивную и негативную направленность в привязанности и такие явления как застенчивость и защитное отчуждение. 

Стоимость участия

  • разовое посещение - 700
  • при оплате нескольких занятий сразу - 600 за каждое
  • абонемент на весь цикл - 3500

Семинары по соционике в Гнезде

Ведущая семинаров - Ия Тамарова

Расписание ближайшего цикла семинаров мы публикуем в разделе Новости и акции

Соционика – наука, помогающая глубоко познать себя, увидеть свои таланты с совершенно неожиданной стороны. Соционика систематизирует психологические типы личности, объясняет поведение человека в паре, в коллективе или в семье. С помощью соционики можно понять, почему человек поступил так, а не иначе, описать четкие алгоритмы его поведения. Соционика дает новый ракурс на сложные отношения с близкими. Она помогает разрешить противоречия, объяснить и спрогнозировать поведение человека, увязать в стройную систему его поступки, поэтому появляется возможность разобрать конфликты между родителями и детьми, в семье, в коллективе или между супругами. 

Цикл семинаров включает три встречи:

  1. На первом семинаре мы познакомимся с основами соционики: разберем базовую соционическую модель, вы узнаете, какие существуют соционические психотипы, чем они отличаются. Познакомитесь с понятиями “агрессор”, “виктим”, “инфантил”, “заботливый”. Мы разберем, по каким алгоритмам происходит взаимодействие между людьми. Весь теоретический материал будет щедро проиллюстрирован фотографиями, картинками и видео. 
  2. Практическая встреча, мы будем смотреть видео с известными людьми и подмечать, где и как проявляются признаки соционического типа. Мы подробно разберем и научимся отличать "этического агрессора" от "логического", "эмоционального заботливого" от "делового" и т.д. В ходе обучения мы научимся самостоятельно видеть типовое поведение, выделять его на общем фоне. Вы почувствуете разницу между соционическими квадрами! Возможно, вы даже сможете самостоятельно протипировать себя и своих близких. 
  3. Ведущий семинара поделится своими секретами, "фишками", личными наблюдениями. Мы рассмотрим «неформальные» признаки типов. Например, о чем могут рассказать одежда, страничка в контакте, манера улыбаться и писать письма, прическа, и много других мелочей, которые помогают типировать. Поговорим о "тонкостях", о стилях типирования, о возможных ошибках. О том, как наработать свой личный способ типирования. Будет устроено показательное типирование, где будет продемонстрирован ход мысли типировщика.

Стоимость участия - 500  рублей

Книжный обзор от Кристины: архив Мурзилки

Привет!

Меня зовут Кристина, я инструктор групп Реджио-сада в Гнезде на Гжатской, и я очень люблю книги. А детские так особенно. А если еще и с красивыми и интересными иллюстрациями - вообще восторг!

Я буду периодически составлять обзоры различных изданий, как детских, так и не очень. 
Не гарантирую, что это будут только новинки. Очень часто я нахожу отличные издания в "Старой книге".

У меня дома большая библиотека для детей, которую начала собирать моя мама для меня. Я продолжила. Я веду свой список книг, которые я хочу приобрести, и всегда, когда натыкаюсь на интересные картинки, издания и отзывы, делаю пометки в своем списке. Раз в месяц балую себя пополнением библиотеки.

Архив Мурзилки. Обзор Реджио-педагога

Первый свой пост я решила посвятить одному потрясающему изданию - "Архив Мурзилки". В 2014 году журналу исполнилось 90 лет (журнал издавался без перерыва!), и было решено выпустить эти замечательные книги.

Мурзилка. Обзор Реджио-педагога

Почему я решила начать с них? Просто недавно первый том мне подарили :) Хотя я на них облизываюсь уже не первый год.

В коллекции 5 книг. Архив с 1924 года по 2014.

Зачем эти книги? 
Для эстетического развития, для развития вкуса, стиля, красоты.
Для понимая того, как было раньше, как это "по-другому" и "а как можно еще".
Для понимания своей страны, истории своей страны.
Для рассказа детям про детей.

Малышам - отличные картинки, стихотворения и много-много сказок и рассказов.

Для детей постарше - история в широком смысле, история страны, история увлечений детей, занятий детей, профессий и много другого.

У меня первый том, и в нём как раз затронуты военные годы. В журнале все ужасы того времени преподнесены для детей с нежностью, заботой и достоинством. 

В книгах множество историй про то, как строились наши города, метро, машины, поезда, здания, заводы, открытия, исследования. В лучшем духе СССР. И для детей, и для взрослых.

Волобуева Кристина

О доверии

«Мой ребенок мне не доверяет, он со мной не говорит о том, что его волнует, я случайно узнаю шокирующие подробности его жизни» - мы, родители подростков и даже детей помладше, часто говорим о проблеме недоверия к нам наших собственных детей.

А мы доверяем им? «Как я могу отпустить ситуацию с планшетом, он же не вылезет из него! Я должна проверить, на самом ли деле он сделал домашнее задание или просто сочиняет! Я должна подстраховать его на горке... принудить доходить секцию до конца года... научить буквам пораньше... отвлечь от слез... организовать развивающие занятия... подстелить соломки, проконтролировать, наставить на путь истинный...» Ах-ах, родитель не дремлет... или испуганный ребенок внутри нас, который не доверяет себе, никому и ничему, самой жизни?

Доверие – что за штука такая, которую мы хотим и не впускаем одновременно? В словаре можно прочитать, что это уверенность в том, что другой нас не обманет. Что? Кажется, речь снова про ожидания! Кто-то сам, или мы за него, пообещал нам не разочаровывать нас и теперь мы ждем, что так и будет. Но внутри, глубоко, мы прекрасно знаем, что люди не могут соответствовать нашим ожиданиям всегда и везде, а, значит, мы обречены не доверять, если выбрали такое понимание доверия.

Но что, если вслушаться в звучание слова – «до-верие», то, что до веры и проверок, до ожиданий, до знания и до понимания. Мы все рождаемся стать собой в конце концов. У каждого свой путь и мы можем идти по нему, доверяя внутренней природе. Дети, в общем-то, так и делают, они не боятся пробовать, ошибаться и пробовать снова, проявлять любопытство и исследовать, они доверяют миру в самом базовом смысле. Может быть, и мы, родители, так можем? Конечно, нам потребуется что-то отпустить, много говорить с самим собой про свои страхи и истинные чувства, но зато мы наконец доверимся и доверятся нам.

Ольга Васильева

Команды Гнезда и Гнезда Два прошла двухдневный интенсив в подготовке к новому году

3 и 4 сентября команда двух пространств прошла интенсивный тренинг, чтобы эффективнее и гармоничнее работать с новом учебном году. Первый день был посвящен вдохновению и умению взаимодействовать друг с другом и с детьми. Вдохновленные Реджио-подходом, мы разбирали, что же значат для каждого основные постулаты подхода. Так, один из основных постулатов Реджио-подхода, что каждый ребенок заслуживает уважения. Для нас было важно понять, что для каждого из нас означает уважение, и как это может быть реализовано при общении и взаимодействии с детьми.

Для всех было полезно оказаться в роли ребенка и почувствовать, какое влияние оказывают присутствующие рядом взрослые. Мы на себе прочувствовали разные модели поведения и проработали несколько сценариев взаимодействия с детьми. 

Второй день был посвящен теории привязанности. Обсуждая модель теории привязанности, мы учились адаптации и взрослению, осознанию своих сильных и слабых сторон. Последняя часть тренинга была посвящена сенсорной интеграции и телесному взаимодействию. Умение чувствовать и слушать свое тело дает много ресурса как взрослым, так и детям.

Я уверена, что для эффективного взаимодействия с детьми и профессионального роста важно не только постоянное обучение, но проживание ситуаций через личный опыт.

Впечатления от тренинга:

"В первый день было много практики, во второй, благодаря системной теории знания и опыт собрались в целое. Особенно понравились тренинг ролевой в первый день и много практических примеров. В какой-то момент от потока информации вопросов стало еще больше, чем было, что хорошо." - Наталья Корнилова, Реджио-инструктор, Гнездо на Гжатской.

"Наша работа "в поле", анализ и главный вывод - "или ребёнок или наблюдатель наблюдателя" сняли с меня массу напряжения. О, я могу просто ЖИТЬ с детьми, не придумывая им "инструкций и обучалок", и могу просто наблюдать за ними (вот тут открывается поистине космос, это таааак интересно). 
Благодаря семинару Оли (по теории привязанности) "научно" осознала, почему мне всегда было так больно слышать на улице фразы типа "все, оставайся один на площадке, я пошла" или вчерашнее свеженькое: "если, когда придём домой, у тебя будет нормальное лицо, ты будешь улыбаться и в хорошем настроении, то у меня для тебя найдётся подарок".
 - Оксана Ходырева, Реджио-инструктор, Гнездо на Туристской

Анна Вендик

Отчет с открытия Гнезда Два на Туристской

Ура-ура-ура! Мы очень рады поделиться с вами новостью об открытии нашего второго Гнездышка! 

Светлое, уютное, стильное и очень душевное пространство нравится нам не только за современный интерьер, но и за особую атмосферу в Гнезде Два, которую создают работающие там люди: чудесная команда психологов и педагогов, вдохновленная идеями Реджио-подхода, гуманистической психологии и, самое главное, влюбленная в детей.

И с местом, и с командой имели возможность познакомиться наши гости, посетившие праздник открытия Гнезда Два 30 августа.

В холле для гостей состоялся мини-концерт арфы от проекта Арт-Паркинг и презентация занятий в Гнезде Два от Анны Вендик. 

В игровой, помимо свободной игры и творчества детей, состоялся спектакль для самых маленьких гостей по книге "Голодная гусеница от Натальи Романенко и Ирины Алексеевой. 

В спортивном зале Ольга Пушкарева в сопровождении Алексея Румянцева создали совместную с детьми музыкально-изобразительную историю «Swimmy – Swim» или « Поплыли!?»

В качестве символа нашего пространства в холле руками наших инструкторов было свито гнездо из веток, которое все желающие украшали пожеланиями в адрес Гнезда Два и рисунками.

Благодарим всех, кто пришел на наш праздник и помог сделать его волшебным: нашу команду, партнеров и, конечно же, наших гостей, для которых мы очень старались!

Ждем вас у нас в Гнезде вновь и вновь!

Концерты "Музыка в ползунках" для семей с детьми любого возраста

"Музыка в ползунках" - это интерактивные игры-концерты для малышей и родителей, проходящие в неформальной обстановке и комфортные даже для самых маленьких ценителей музыки. На наших концертах можно ползать, ходить, сидеть или лежать, задавать вопросы, играть с музыкальными инструментами, бить по барабанам, защипывать струны и нажимать клавиши.

Все концерты организовываются при участии проекта "Арт-паркИНГ", для детей и родителей выступают профессиональные музыканты и звучат разнообразные инструменты: гусли, лютня, саксофон, аккордеон, скрипки и др.

Подготовка к открытию Гнезда Два

#гнездодва #гнездонатуристской

В Гнезде на Туристской полным ходом идет сборка мебели. Вчера я с работниками определяла, что и куда точно повесить, чтобы это было и красиво, и эстетично. Это так волнующе наблюдать, как проект становится реальностью, как оживают мечты. 
Совсем скоро Гнездо Два откроет свои двери, комнаты наполнятся детскими голосами и смехом, игрушками и творческими работами, и оно оживет окончательно. Мы очень ждем детишек и их родителей в Гнезде!

Анна Вендик

Свободное рисование в Гнезде

Расписание ближайшего мероприятия мы публикуем в разделе Новости и акции

МЕРОПРИЯТИЕ СОСТОИТСЯ ПРИ НАБОРЕ ОТ 7 ПАР ИЛИ СЕМЕЙ!

Свободное рисование - это одновременно творчество, исследование, арт-терапия и веселое развлечение для всей семьи. В вашем распоряжении окажется весь зал, устеленный по полу и стенам белой бумагой, много цветных, иногда вкусно пахнущих красок или даже киселя, кисти, штампы, баночки и поварешки, руки, ноги, тело и ваша фантазия, а также приятная музыка фоном.

После свободного рисования все пьют чай в нашем уютном холле и делятся впечатлениями. Вкусняшки к чаю приветствуются! :)

С собой рекомендуем взять полотенце и одежду, которую не жалко испачкать.

Воспользуйтесь возможностью попробовать себя в качестве художника и экспериментатора, получить много положительных эмоций, разрядиться и отвлечься. Во время свободного рисования взрослые снова становятся детьми, а дети получают свободу самовыражения, в полной мере раскрывая свой потенциал исследователя и творца.

Стоимость посещения

  • Для пары взрослый и ребенок - 1100 рублей
  • Для семьи - 1500 рублей

День открытых дверей в Гнезде Два!

30 июля в 11:00
ул. Туристская 30-2

Друзья! Мы готовы впервые пригласить вас в наше новое пространство на ул. Туристской 30-2. И хотя ремонт еще не окончен, нам очень хочется, чтобы вы посмотрели пространство и познакомились с нашей командой!

IXXdbdB6_Wo.jpg

В программе:

  • сенсорный картонный лабиринт;
  • свободное рисование;
  • живая музыка от проекта Артпаркинг;
  • знакомство с инструкторами Реджио-групп;
  • творческие мастер-классы. 

Отзыв о Гнезде от Андрея Воронина*

*Андрей, Ирина и маленькая Лиза посещают занятия "Под крылышком"

Я бы рекомендовал Гнездо друзьям, потому что... нравится подход к занятиям, занятия разнообразные, много интересного инвентаря для детей.

Больше всего я ценю в Гнезде... что ребенок всегда идет на занятия с удовольствием.