Чему учатся дети в Реджио-саду

В нашем Реджио-саду мы видим своей основной задачей научить детей самостоятельно исследовать и учиться, выражать и аргументировать свою позицию, общаться друг с другом и со взрослыми, иметь свое мнение, находить себе увлечения и занятия, быть самостоятельными, ответственными и полноценными личностями.

Прежде всего, мы ориентированы на процесс: на то, что происходит здесь и сейчас, что позволяет в итоге и нам, и детям достигать отличных результатов. Дети приобретают навыки и инструменты, которыми они смогут пользоваться всю жизнь, такие как научное и творческое мышление, умение аргументированно спорить, планировать деятельность, самооценка, критичное отношение к действительности, развитая фантазия и многое другое. 

Развитие и обучение строится на игровом подходе, спонтанном расписании и проектной деятельности. Наблюдая за детьми, мы отмечаем их интересы и совместно развиваем актуальную тему, в рамках которой изучаются все возможные направления: творчество, математика, язык, письмо, чтение, науки, логика и так далее. Когда ребенок заинтересован в том, чем он занимается, любой материал усваивается легче и глубже и запоминается надолго.

Анна Вендик

Команды Гнезда и Гнезда Два прошла двухдневный интенсив в подготовке к новому году

3 и 4 сентября команда двух пространств прошла интенсивный тренинг, чтобы эффективнее и гармоничнее работать с новом учебном году. Первый день был посвящен вдохновению и умению взаимодействовать друг с другом и с детьми. Вдохновленные Реджио-подходом, мы разбирали, что же значат для каждого основные постулаты подхода. Так, один из основных постулатов Реджио-подхода, что каждый ребенок заслуживает уважения. Для нас было важно понять, что для каждого из нас означает уважение, и как это может быть реализовано при общении и взаимодействии с детьми.

Для всех было полезно оказаться в роли ребенка и почувствовать, какое влияние оказывают присутствующие рядом взрослые. Мы на себе прочувствовали разные модели поведения и проработали несколько сценариев взаимодействия с детьми. 

Второй день был посвящен теории привязанности. Обсуждая модель теории привязанности, мы учились адаптации и взрослению, осознанию своих сильных и слабых сторон. Последняя часть тренинга была посвящена сенсорной интеграции и телесному взаимодействию. Умение чувствовать и слушать свое тело дает много ресурса как взрослым, так и детям.

Я уверена, что для эффективного взаимодействия с детьми и профессионального роста важно не только постоянное обучение, но проживание ситуаций через личный опыт.

Впечатления от тренинга:

"В первый день было много практики, во второй, благодаря системной теории знания и опыт собрались в целое. Особенно понравились тренинг ролевой в первый день и много практических примеров. В какой-то момент от потока информации вопросов стало еще больше, чем было, что хорошо." - Наталья Корнилова, Реджио-инструктор, Гнездо на Гжатской.

"Наша работа "в поле", анализ и главный вывод - "или ребёнок или наблюдатель наблюдателя" сняли с меня массу напряжения. О, я могу просто ЖИТЬ с детьми, не придумывая им "инструкций и обучалок", и могу просто наблюдать за ними (вот тут открывается поистине космос, это таааак интересно). 
Благодаря семинару Оли (по теории привязанности) "научно" осознала, почему мне всегда было так больно слышать на улице фразы типа "все, оставайся один на площадке, я пошла" или вчерашнее свеженькое: "если, когда придём домой, у тебя будет нормальное лицо, ты будешь улыбаться и в хорошем настроении, то у меня для тебя найдётся подарок".
 - Оксана Ходырева, Реджио-инструктор, Гнездо на Туристской

Анна Вендик

Реджио-подход без секретов. Часть 1.

В основе подхода, как я уже писала ранее, лежит идея о множестве способов самовыражения ребенка, которые зачастую остаются незамеченными  и недооценёнными взрослыми, ярче всего она выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». Чтобы способности детей могли раскрываться, необходимо обеспечить им определенные условия:

  • поощрять желание задавать вопросы и замечать мир вокруг;
  • предоставлять время и возможность вдуматься в окружающее.

Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы осознать происходящее.

При этом следует учитывать, что у ребенка индивидуальное восприятие, у него есть его собственные интерпретации и трактовки. Ребенок учится у самого себя, у взрослых и у других детей косвенно, не прямо, как это обычно считается. В свою деятельность и действительность он включает свои впечатления и суждения. В процессе общения друг с другом дети также учатся задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. В Реджио-подходе очень ценится следующий принцип: совершенно необязательно дети выучат именно то, что им преподают, многое они возьмут из своей собственной деятельности, активности и ресурсов, предоставленных взрослыми. 

Для развития восприятия, вдумчивости и внимательности детям предоставляются возможности изучения окружающего мира и явлений. Дождь и ветер, свет и тень, вода и земля, рост и развитие растений и животных изучаются так же подробно и пристально, как произведения человеческих рук (одежда, мебель, статуи, картины), сказки и общественные отношения, например, работа транспорта, магазина, банка и т.д. Дети получают возможность взглянуть на одно и то же явление в разное время дня, недели и года, чтобы увидеть особенности при разном освещении и в разных погодных условиях. Задокументировать разные явления  (сфотографировать, записать на видео или аудио) – это еще одна возможность более подробно изучить их.

Детям могут быть важны даже самые мелкие детали.

Каждое утро в Реджио-саду начинается с обсуждения вопросов, проектов и явлений,  волнующих детей. Темы для работ и проектов выявляются спонтанно из детских вопросов и интересов, из догадок и предположений, которые возникают в ходе разговоров и обсуждений. Формулирование своих мыслей о происходящем с помощью речи - неотъемлемая составляющая детского развития и важнейший элемент Реджио-подхода. Лорис Малагуцци считал, что детская креативность возникает из повседневного опыта и является естественной характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. Креативность – это, прежде всего, возможность свободного исследования за пределами познанного, умение предсказывать и принимать нестандартные решения. Стимуляция творчества идет посредством поддержания интеллектуальных, эмоциональных и связанных с воображением процессов, а также выстраивания межличностной коммуникации.

Свободное исследование - залог развития креативности.

В Реджио много внимания уделяется правам детей и взрослых. Особенности ребенка определяются не только наследственностью, но и окружающей средой. Дети развиваются постоянно, но не по прямой, не повторяют все вслед за другими. На их развитие оказывают влияние ближайшее окружение и весь мир в целом. При этом считается, что никогда не поздно меняться, что каждый ребенок может стать сам творцом своей жизни. С момента рождения начинается общение ребенка с окружающим миром: им движет любопытство. Ребенок никогда не задает глупых или несущественных вопросов, поэтому взрослому нужно со всей серьезностью и уважением относиться к ним. Наблюдая за детьми, слушая их активно и внимательно, взрослые могут выявлять из этого вопросы, мысли и интересы, которые будут служить дальнейшему развитию. Малагуцци писал: «Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь».

Каждый ребенок заслуживает, чтобы в него верили и доверяли ему. «Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал» - говорил Лорис Малагуцци. Нужно так разговаривать с детьми, что бы вызвать у них интерес к деятельности и вызвать вопросы. Количество времени, необходимое ребенку на одну и ту же тему, определяется его интересом. Малагуцци полагал, что «взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться». Он позволяет детям найти самостоятельно ответы и решения, создает условия для работы, но не оказывает влияния на качество результата непосредственно.

Возможность самостоятельно найти решения и ответы повышает уверенность и увлеченность ребенка.

Ребенок развивается в процессе коммуникации, он постоянно включен в множество различных связей и взаимоотношений. В Реджио-саду фокус направлен на общественные отношения, а не на отдельную личность. Культивируются отношения с семьей, с работниками сада, с другими детьми, а также взаимоотношения между всеми вышеперечисленными участниками. В Реджио-садах организуются специальные мероприятия, направленные на взаимодействие всех участников, а именно: ежедневные контакты со взрослыми, документирование повседневной деятельности, беседы с родителями и мероприятия с участием всей семьи. На этом комплексе взаимосвязей, которые складываются в целую систему, основано планирование работы с детьми. Общение педагогов с детьми, детей между собой определяет возможности самообучения. Взаимодействие педагогов между собой и с родителями помогает выявлять актуальные темы и вопросы, расширять возможные направления деятельности. Распорядок дня, состав и свойства материалов, особенности пространства определяют возможности развития той или иной темы. Все элементы системы способствуют рождению проектов - продолжительных исследований с углублением в конкретную тему.

Анна Вендик

Миссия и ценности Семейного пространства "Гнездо"

Мы, две мамы и четверо детей, создали Семейное пространство “Гнездо” для себя и для вас! "Гнездо" - это пространство для всей семьи, внутри которого каждый участник может найти поддержку, свободу выражения себя и обратную связь от других людей. 

 Анна Вендик с дочкой Софией и Ольга Васильева с детьми Андреем и Марией.

Анна Вендик с дочкой Софией и Ольга Васильева с детьми Андреем и Марией.

Миссия

Мы видим свою миссию в том, чтобы способствовать созданию осознанного гражданского общества счастливых людей, в котором мы и наши дети станем полноценными членами, сможем задавать тренды, принимать зрелые решения и нести ответственность за себя и окружение.

Ценности

Индивидуальность - ценность.

Каждый человек - особенный и уникальный. Мы ценим это и хотим, чтобы люди тоже в себе это ценили. В нашем пространстве взрослые и дети будут услышаны и приняты.

Ответственность - ценность.

Мы ценим умение критически мыслить, принимать решения и оценивать их последствия. Мы поддерживаем осознанный выбор и предоставляем возможности самовыражаться социально приемлемыми способами.

Сплоченность - ценность.

Мы - команда единомышленников, объединенных общей  миссией и ценностями. Все мы: сотрудники, родители и дети - смотрим в одну сторону. Каждый по отдельности и все вместе мы вкладываем частичку себя и создаем целостное пространство.

Присутствие в моменте - ценность.

Наша жизнь, дело, пространство - здесь и сейчас, в увлекательном настоящем. Мы не готовимся к “взрослой жизни” потом, для нас значим каждый момент. Готовясь к будущему, можно потерять настоящее.

Развитие - ценность.

Мы стремимся к постоянному развитию, ищем и разрабатываем новые решения, методики, идеи. В процессе наблюдения мы понимаем, что именно мы можем предложить детям, взрослым, сотрудникам, чтобы они получали удовольствие и удовлетворение от процессов познания, исследования, творчества и взаимодействия. Мы открыты новому и интересному, критике и предложениям, новым встречам и людям. 

Сделать школу дружелюбной, трудолюбивой, изобретательной, комфортной, приветливой, с возможностью документирования работ, местом исследования, познания, признания, размышления, где дети, преподаватели и родители будут счастливы – это и есть наша главная цель.
— ЛОРИС МАЛАГУЦЦИ

Ольга Васильева и Анна Вендик

Почему мы хотим создать сообщество специалистов, родителей и детей

Приходя в пространство, дети идут не только общаться, играть, учиться читать, писать или рисовать, но и удовлетворять свои потребности, которых может быть очень много. Дети переполнены переживаниями, чувствами, их могут отвлекать физиологические потребности, например в еде или  более комфортной одежде. Или ребенок не выспался, а теперь не в состоянии сосредоточиться на учебном процессе. Прежде чем дети смогут сфокусироваться на занятии, они должны почувствовать, что их социальные, эмоциональные и физические потребности важны и значимы. 

 Сообщество обеспечивает детям деревню привязанностей

Сообщество обеспечивает детям деревню привязанностей

Мы видим, что родители и инструкторы, сотрудничая, могут помочь детям удовлетворить их потребности.  Когда мы выделяем время, чтобы разобраться с «трудностями», то даем детям знать, что ценим их и заботимся о них. Таким образом, работая вместе, мы создаем безопасную среду, где ученики способны идти на риск, открывать и познавать что-то новое, развивать дружеские отношения и иметь свой голос в классе. Пока детям не будет комфортно и безопасно, учиться они не смогут, а наша задача вместе с родителями создать эту среду. 

Когда мы делаем что-то вместе, мы образуем сообщество. У сообщества появляются общие цели, общий опыт и схожее отношение к происходящему вокруг. Сообщество работает вместе над созданием чего-то прекрасного: семейного спектакля, настенного панно, выставки работ. Сообщество разделяет ответственность, например, в уходе за цветами или питомцами центра, в заботе и пополнении общей библиотеки для детей и родителей, в облагораживании  территории вокруг центра. Все заинтересованные участники сотрудничают, чтобы совместно решать проблемы, поддерживать и заботиться друг о друге и о среде.

Анна Вендик