Размышления о родительских ожиданиях

Стоит поднять тему маминых и папиных ожиданий от ребенка в сообществе более-менее чутких родителей, большинство скажут, что слово «ожидания» сразу вызывает негатив. Не потому, что слово плохое, а потому что все знают, что возлагать ожидания – это плохо, это калечит детей. Правда, эти же родители признаются, что без ожиданий не обходятся... Как же так? А вот само случается, непроизвольно... И вообще, что плохого, если я верю (а верю ли на самом деле?), что мой ребенок способен на многое, что он добьется успеха, что стимулирую его к деятельности, когда ему самому это трудно сделать. Да, иногда давлю, но все ему на благо! Потом он скажет мне «спасибо» (или не скажет). Потом мне... т.е. ему, конечно, будет хорошо. «Потом» – ключевое слово.

Занятно покопаться внутри слова, в его звучании и смысле. «Ожидания», «ожидаю», «жду». А чего жду? Почему жду? Ребенок уже есть, уже живет и развивается, а я жду. А вообще, мой ребенок здесь и сейчас есть? Для меня лично?.. Это страшно осознать, но... ой, кажется, у меня, в моем мире, только мой будущий ребенок, причем МОЙ, какой МНЕ нужен. Его проблемами я живу, с ним провожу время. А этот, который есть, не такой совсем, и интуиция подсказывает, что МОИМ он не будет никогда. Страх внутри сразу кричит: надо срочно что-то делать! А что тут сделаешь... Если у меня отношения только с будущим ребенком, а с этим никаких, то как я могу хоть что-то сделать. Только предпринять кучу бесполезных, изматывающих обе стороны попыток направить его в нужное мне русло, продавить иногда на благо мне, т.е. на благо ему, конечно. И рано или поздно окончательно потерять для себя его живого, настоящего. Поэтому я часто отстраняюсь, чтоб уйти из отношений раньше, чем уйдет он, не застать этого. Или злюсь, ведь постоянно разочаровываюсь.

Это все про неумение родителя жить в настоящем, скажете вы. А вот если родитель умеет быть здесь и сейчас, то его стремление видеть в ребенке хорошее – это ожидания или нет? Дорисовывать его образ, где не дотягивает, думать о нем лучше, чем он есть – это как? Разве не так советуют гуманистические психологи, разве человека не поддерживает вера в него его родных? Одни вопросы. Может, это и ожидания, но какие-то здоровые, как будто мы видим суть, отбрасывая мишуру. А, может, это то же самое нежелание видеть настоящего ребенка. Возможно, все дело в том, можем ли мы отпустить эти ожидания, ребенок ли для нас на первом месте или они, ради себя мы стараемся или все же печемся о его благе по-настоящему.

Интересно было бы услышать ваши мнения, что для вас ожидания и проникают ли они в вашу с ребенком жизнь?

Ольга Васильева

Книжный обзор от Кристины: архив Мурзилки

Привет!

Меня зовут Кристина, я инструктор групп Реджио-сада в Гнезде на Гжатской, и я очень люблю книги. А детские так особенно. А если еще и с красивыми и интересными иллюстрациями - вообще восторг!

Я буду периодически составлять обзоры различных изданий, как детских, так и не очень. 
Не гарантирую, что это будут только новинки. Очень часто я нахожу отличные издания в "Старой книге".

У меня дома большая библиотека для детей, которую начала собирать моя мама для меня. Я продолжила. Я веду свой список книг, которые я хочу приобрести, и всегда, когда натыкаюсь на интересные картинки, издания и отзывы, делаю пометки в своем списке. Раз в месяц балую себя пополнением библиотеки.

Архив Мурзилки. Обзор Реджио-педагога

Первый свой пост я решила посвятить одному потрясающему изданию - "Архив Мурзилки". В 2014 году журналу исполнилось 90 лет (журнал издавался без перерыва!), и было решено выпустить эти замечательные книги.

Мурзилка. Обзор Реджио-педагога

Почему я решила начать с них? Просто недавно первый том мне подарили :) Хотя я на них облизываюсь уже не первый год.

В коллекции 5 книг. Архив с 1924 года по 2014.

Зачем эти книги? 
Для эстетического развития, для развития вкуса, стиля, красоты.
Для понимая того, как было раньше, как это "по-другому" и "а как можно еще".
Для понимания своей страны, истории своей страны.
Для рассказа детям про детей.

Малышам - отличные картинки, стихотворения и много-много сказок и рассказов.

Для детей постарше - история в широком смысле, история страны, история увлечений детей, занятий детей, профессий и много другого.

У меня первый том, и в нём как раз затронуты военные годы. В журнале все ужасы того времени преподнесены для детей с нежностью, заботой и достоинством. 

В книгах множество историй про то, как строились наши города, метро, машины, поезда, здания, заводы, открытия, исследования. В лучшем духе СССР. И для детей, и для взрослых.

Волобуева Кристина

О доверии

«Мой ребенок мне не доверяет, он со мной не говорит о том, что его волнует, я случайно узнаю шокирующие подробности его жизни» - мы, родители подростков и даже детей помладше, часто говорим о проблеме недоверия к нам наших собственных детей.

А мы доверяем им? «Как я могу отпустить ситуацию с планшетом, он же не вылезет из него! Я должна проверить, на самом ли деле он сделал домашнее задание или просто сочиняет! Я должна подстраховать его на горке... принудить доходить секцию до конца года... научить буквам пораньше... отвлечь от слез... организовать развивающие занятия... подстелить соломки, проконтролировать, наставить на путь истинный...» Ах-ах, родитель не дремлет... или испуганный ребенок внутри нас, который не доверяет себе, никому и ничему, самой жизни?

Доверие – что за штука такая, которую мы хотим и не впускаем одновременно? В словаре можно прочитать, что это уверенность в том, что другой нас не обманет. Что? Кажется, речь снова про ожидания! Кто-то сам, или мы за него, пообещал нам не разочаровывать нас и теперь мы ждем, что так и будет. Но внутри, глубоко, мы прекрасно знаем, что люди не могут соответствовать нашим ожиданиям всегда и везде, а, значит, мы обречены не доверять, если выбрали такое понимание доверия.

Но что, если вслушаться в звучание слова – «до-верие», то, что до веры и проверок, до ожиданий, до знания и до понимания. Мы все рождаемся стать собой в конце концов. У каждого свой путь и мы можем идти по нему, доверяя внутренней природе. Дети, в общем-то, так и делают, они не боятся пробовать, ошибаться и пробовать снова, проявлять любопытство и исследовать, они доверяют миру в самом базовом смысле. Может быть, и мы, родители, так можем? Конечно, нам потребуется что-то отпустить, много говорить с самим собой про свои страхи и истинные чувства, но зато мы наконец доверимся и доверятся нам.

Ольга Васильева

О премьере новогодней истории для самых маленьких "Джордж и Новый год". Алиса Бельшова, музыкальный педагог и постановщик

Подводя итоги  ушедшего года, хочется сказать, что одной  из главных его радостей  для меня стало общение с самыми маленькими посетителями  нашего семейного пространства.  Малыши радуются и удивляются  своим простым открытиям,  и своим примером  учат нас воспринимать мир более свежо, спонтанно и творчески.

Я чувствовала это и сама после уроков музыки для малышей, и видела, как светятся лица педагогов группы «Под крылышком» каждый раз после проведенного занятия, как в ответ на благодарный отклик малышей рождались все новые и новые идеи для игр и творчества.

27 декабря мы провели новогодний праздник для самых маленьких «Любопытный Джордж и Новый год». Самым маленьким участникам праздника было всего 8 месяцев!  Идея праздника родилась у нас совместно с  замечательными Валерией Мартьяновой и Екатериной Москаленко, сотрудницами одного из лучших издательств детской литературы – «Розовый жираф». Нас вдохновил Любопытный Джордж - персонаж серии книг,  изданной впервые у нас в России этим издательством. Обезьянка Джордж пока мало известна у нас, но любима детьми и взрослыми всего мира  вот уже много десятилетий. Я думаю, что для родителей маленьких детей именно Любопытный Джордж  должен  стать символом Нового года.

Сюжеты историй о Джордже станут понятны малышам, когда они немного подрастут, а вот образ  маленькой обезьянки и его большого Друга в желтой шляпе – это отличная картинка отношений любящих родителей  с их маленькими детьми. Любопытный Джордж - новичок в этом мире, ему все интересно, во всем ему хочется участвовать, все потрогать,  понюхать, попробовать, и как можно скорее! Любая  обыкновенная вещь для него - приключение. И часто его любопытство кажется проказами, испытыванием терпения, глупостью! Но не для его Большого Друга. Он всегда принимает любопытного малыша таким, какой он есть, и он всегда рядом, чтобы предложить заботу и помочь ему открывать этот мир. Наверняка, многие наши посетители, мамы и папы, узнают в этой парочке себя и своего малыша.

Думаю, Джордж принес нам удачу! Чувствовалось особенное волнение - ведь для многих малышей это была первая елка в их жизни! Все наши гости - и малыши, и их родители были очень красивыми. И нас очень вдохновляло то, что мамы и папы радовались всему вместе со своими детьми - наряжали пальму ленточками, гудели  в гудок, изображая паровоз, собирали  экзотические фрукты, ловили снежинки так, словно и с ними это происходит впервые в жизни. Мы, ведущие, чувствовали тоже самое. На мой взгляд, было весело. Праздник получился непринужденным и почти домашним.

На следующую елку, вдохновившись первым опытом, мы планируем немного усложнить реквизит и подготовить новые сюрпризы, исправить какие-то технические шероховатости. Но главное, что хотелось бы сохранить – это вот такую непринужденность и умение удивляться, которой учат нас дети.

Алиса Бельшова , фотограф Ксения Козлова

О премьере спектакля "Гном и Новый Год" Анна Адамян, режиссер и актриса

26 декабря состоялся наш первый интерактивный спектакль про Гнома.

Сразу скажем, что это было довольно чудно и странновато и вообще ни на что не похоже. Конечно, мультики – это интересно, но мультик, который создается на твоих глазах, да еще из сыпучего песка - завораживает. А если еще ты слышишь музыку, имитирующую завывание ветра или звон рождественских колокольчиков и понимаешь, что вот она появляется из этой пузатой шутки – мандолина называется, то впору просто расслабиться и дать увлечь себя потоку образов.

Было стильно. Эти картонные елки…

И почему только, казалось бы, бурые картон и мешковина так хороши? Секрет в открытости материала – рисуй в воображении что хочешь. Да, мы считаем, что детское воображение способно шагнуть за пределы того, что доступно взрослым, надо только дать ему почву. И да, это «тлетворное влияние запада», эти гномы и эльфы - они волшебны, что ни говори.

В чем же их особенность? Чем подкупают современные стыло-скандинавские и сумрачно-немецкие сказки? Где-то в дебрях интернетов читала недавно, что более симпатичным персонажем среди новых знакомых кажется тот, кто совершает какую-нибудь оплошность, например, прольет ненароком горячий чай себе на колени. К нему мы невольно чувствуем особую симпатию. Один из секретов успеха этих сказок в том, что герои в них далеко не идеальные, со своими горестями, печалестями и трудными характерами, и от этого кажутся живыми и симпатичными.
И решили мы, что гном у нас будет ворчуном. Да и у Ульфа Старка он такой. Потом, конечно, жизнь его немного подкорректирует, но, вчера, получив такой желанный колпак и рукавицы, он как-то снова начал ворчать и обиделся, когда кто-то из мам назвал его колпак красной тряпочкой. А ведь уже почти исправился, помогая лесным птичкам найти пропитание и спасая снежинку от мучительной смерти от жары!
Восторг у детей вызвал сыплющийся из пухлых тучек над головой снег. Он посыпался в тот самый момент, когда нам удалось-таки выстроить непослушную и постоянно обрушивающуюся башню из льдинок до самого неба. Снег мерцал и переливался как настоящий и такой, увы, недоступный на сегодняшний день.

Если кто помнит себя в детстве, то у детей есть непреодолимое желание влезать в разные тесные места. Сие явление плохо изучено доселе, но вовсю используется всеми волшебниками мира.
Залезть в уютный, выстланный теплым ковром, припорошенный снежным одеялом и освещенный разноцветными огоньками тоннель, долезть до конца и найти там что-то для себя привлекательное – что может быть сказочней и волшебней для ребенка?

Когда работа по подготовке уже подходила к концу, нам в голову пришла мысль: «Вот бы нам такое в детстве!»
По мне, так это лучший проверочный код.

Анна Адамян, фотограф Ксения Козлова

Простая жизнь в "городе-гнезде"

В субботу, 25 июля, наше пространство принимало участие в Фестивале простой жизни SimpleDay, который прошел в уютном и гостеприимном Упсала-Парке. Маша Писарева и я представляли Гнездо на этом фестивале. Несколько дней подряд мы готовились, придумывая и оформляя наше «сенсорное гнездо», которое больше получилось похожим на картонный сенсорный городок.

Когда я привезла все заготовки на место, оказалось, что мы предусмотрели почти все, кроме ветра. Около 40 минут я билась с ветром и картоном, но все-таки с помощью прекрасной Лизы, сотрудницы Упсала-цирка, мне удалось его установить более или менее надежно. А через часа полтора ветер практически стих к моей великой радости!!!

К нам в город-гнездо пришло много разновозрастных посетителей, которые с удовольствием зависали в нем, некоторые на час-два. У детей была возможность самостоятельно исследовать наше пространство, выбирая именно то, что им было интересно, а у взрослых была возможность позагорать на солнышке, поговорить друг с другом или присоединиться к детям.  Малышам особенно понравились поддоны с крупой и макаронами, в которых они строили города, готовили обеды и мороженое, а старшим детям полюбились отдельные домики, в которых можно было уединиться и поваляться на мягких пледах и подушках.  В итоге получился один девчачий и один «мальчачий» домик, над последним даже появилась строгая надпись с правилами поведения.  Некоторые родители тоже увлекались игрой: залезали в картонный городок, пересыпали крупу или просто рисовали на стенах. Со многими у меня состоялись интересные разговоры о ценности игры и свободы для детей, кто-то интересовался, зачем это все, и почему ребенка отсюда теперь не вытащить.

Под конец фестиваля мы расстелили пузырчатую пленку, чтобы расслабиться и снять усталость. Мы с Машей с удовольствием сами ходили, бегали, прыгали и даже танцевали по ней, а к нам присоединялись и дети, и взрослые. Вообще, атмосфера фестиваля получилась на редкость комфортной и расслабленной для всех: детей и взрослых, организаторов и гостей – и это очень ценно. Спасибо всем, кто пришел к нам в «Гнездо» и поддержал нас, познакомился или помог, это было замечательно. Теперь ждем вас в гости уже в конце августа к нам на новоселье (следите за новостями).

Анна Вендик

Вопросы, фантазия и туманность Андромеды - важная часть игрового обучения дошкольников

Я люблю задавать вопросы детям, не для того, чтобы услышать правильный ответ, а чтобы услышать их ход мыслей и рассуждений. Вот уже несколько лет я вдохновлена Реджио-подходом, который называют часто "педагогикой вопросов". Вопросы, по-моему, лучший способ найти вместе интересный путь к ответу в игровой форме обучения. 

В прошедшую субботу мы проводили мастер-класс "Творческие опыты с крахмалом и водой" на фестивале "Эмоциональный интеллект ребенка". Собралось около 20 разновозрастных детей, с которыми очень интересно было общаться. Так, например, на вопрос "Можно ли ходить по воде?", дети предложили кучу вариантов, как это можно осуществить: ходить по льду, бегать так быстро, как ящерицы василиски или водомерки, не тонуть в очень солёной воде или покрыть воду слоем жира, по которому можно передвигаться, и еще другие варианты. Дети удивлялись вариантам друг друга и спрашивали или подсказывали друг другу. Меня всегда это восхищает и воодушевляет - ты задаешь вопрос, а дальше дети учатся друг у друга, и, зачастую, совместно находят новые ответы в обсуждении и в игре. Ведь другого ребенка слушать значительно интереснее, чем "всезнаек" взрослых.

Возможность самостоятельного поиска ответа - это и путь к творчеству, с одной стороны, и к научному мышлению, с другой. "Что будет, если..?" - прекрасный вопрос, который подключает фантазию и способность креативно мыслить. В тоже самое время это построение гипотезы, которую можно потом проверить. На мастер-классе мы выясняли с детьми, что будет, если в крахмал добавить воды: жидкость или твердая субстанция, что получится, если потом туда добавить краски. Чтобы детям было проще отследить ход эксперимента, можно поддерживать их вопросами "Что получилось в итоге?", "Что ты сделал, чтобы получился такой результат?", "Чтобы ты хотел еще узнать?"

После экспериментальной части началась творческая, когда дети, разукрасив крахмальный раствор, переводили свои рисунки на бумагу. У них получались драконы, спруты, скаты, каракатицы, космос, небо, море, волна,  цветы. Вова долго и сосредоточено выводил узоры на крахмале, а потом объяснил мне, что хочет сделать туманность Андромеды, и у него это, безусловно, получилось. Кто-то из детей больше обращал внимание на узоры на руках, у Леши руки окрасились в сине-фиолетовый цвет и он восторгался, что у него теперь ледяная рука. Я еще раз убедилась в эффективности подхода Реджио-Эмилия, в том, что сосредоточенность на процессе приводит  к таким результатам, которых не добиться при ориентации на конечный результат.

P.S. Спасибо организаторам фестиваля за теплый прием и помощь в организации мастер-класса и уборки после него!))

Анна Вендик

Принять себя, чтобы принимать детей

Всю жизнь в семье с раннего детства от меня ожидалось хорошее поведение дома, в саду, в школе и т.д. В итоге я росла жутким перфекционистом, вечно недовольная собой, всегда стремящаяся быть во всем на высоте и брать за все ответственность. Когда я забеременела и ждала дочку, я настраивала себя, что стану очень хорошей мамой, что у меня будет все не так, как у других, что мне удастся во всем с ребенком договариваться, никогда не ссориться и прочие подобные иллюзии, которые очень быстро разбились о жестокую правду. Я кричу, раздражаюсь, устаю, мне иногда хочется убежать и спрятаться, я понимаю, что я ужасная мать и так далее. С рождением второго ребенка все стало только сложнее: чрезмерная усталость, физическая и эмоциональная изможденность, выгорание. Временами мне удавалось с этим справляться хорошо, временами совсем плохо. Более того, для меня остро стоял вопрос установления границ с детьми: что я могу запрещать, не является ли это давлением, не ущемляю ли я их права. В итоге из-за собственной неуверенности с границами у моих детей по началу было совсем плохо, особенно у старшей дочки.

 Идеалистические планы и настроения во время первой беременности

Идеалистические планы и настроения во время первой беременности

В какой-то момент пришло осознание, что я сама себя изматываю. Как-то неожиданно и достаточно постепенно я открыла для себя такое понятие как "я имею право...": быть слабой, уставшей, высказывать свое недовольство и эмоции, раздражаться и не корить себя за это, сесть и ничего не делать, быть веселой и импульсивной, быть взбалмошной - в общем, быть живым человеком. Следующим важным открытием стала необходимость хвалить себя самой, а не ждать одобрение со стороны. Сначала было очень сложно и казалось неестественным и фальшивым сказать себе "Ты молодец". Теперь по вечерам перед сном я вспоминаю, что было за день, и всегда нахожу что-то, за что можно себя похвалить и сказать спасибо. Этот ритуал позволяет обрести уверенность в себе и повышает настроение. А самое главное, мне стало значительно проще отмечать в своих детях положительное, их достижения и мириться с капризами, истериками и хулиганством. 

 Все в нашей жизни было перевернуто: дети диктовали свои условия, я жила на износ, совсем забыв о себе.

Все в нашей жизни было перевернуто: дети диктовали свои условия, я жила на износ, совсем забыв о себе.

Так постепенно я научилась принимать себя, радоваться маленьким достижениям и успехам, не расстраиваться и не съедать себя из-за неудач и ошибок, и их стало значительно меньше. Я обрела землю под ногами, свой стержень и разрешила себе быть "достаточно хорошей мамой". В дополнение к повысившейся самооценке детей они стали более послушными и спокойными, уверенными в себе и открытыми. Более того, границы стало значительно проще устанавливать и поддерживать. 

Так часто мы сами себя накручиваем и изнашиваем, хотя на самом деле нужно научиться принимать и любить себя, позволить быть себе женщиной и немного отпустить натянутые вожжи своей жизни. Тогда окажется, что жизнь прекрасна и удивительна, что наполнять себя и делиться этим с другими значительно проще, что счастливых моментов может быть значительно больше. Какие слова вы говорите себе, чтобы поддержать саму себя, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

       Сейчас мы все стали значительно счастливее!

      Сейчас мы все стали значительно счастливее!

Время для детей, время с детьми

У меня двое детей - 5-летняя дочь и младенчик. И проблема качественного времяпровождения с ними - это моё всё!))) Наверное, потому, что я работаю из дома и много времени провожу онлайн. Или потому, что не очень люблю играть в игры, которые дочь обожает и постоянно режиссирует. Но, тем не менее, я выработала свою стратегию, которая меня выручает.

Соня с Петей

Со старшей я иногда соглашаюсь играть в хоббитов, девочек-циркачек и продавщиц. Но редко, ибо не люблю.) Чаще мы находим для совместной деятельности то, что увлекает нас обеих. Мы любим рисовать и делать всякие штуки руками, любим читать стихи и печь шарлотку.) В эти моменты мы поглощены общением и делом. Как раз в такие моменты рассказываются всякие истории, которые увлекают дочь, о том, как мама была маленькой. А Соня фантазирует о шарлотках из карамелек или книгах размером с дом. Бывают дни, когда мне ничего этого не хочется, тогда мы выходим гулять или едем в гости, по делам или в магазин. И на улице или в транспорте, когда сын спит в слинге, я полностью сфокусирована на дочке. Мы до сих пор играем в метро в пальчиковые игры и корчим рожицы друг другу, как это было еще в ее младенчестве. И доченька любит наши поездки и прогулки.

врремясдетьми.jpg

Рисуем с дочерью фигурки для домашнего театрального представления "Груффало"

Как и у всех, у меня бывают поганые дни, когда я делаю только то, что способствует поддержанию жизнедеятельности. И даже в такие дни меня спасает наш вечерний ритуал рассказа о прошедшем дне. Мы с Соней говорим о том, что для нас было важным и интересным сегодня, и чего не хватило. И это наши 5 минут контакта и близости. Не обходится и без слез тщетности, что ”мама сегодня со мной не поиграла, не погуляла, не почитала”. Но что поделать. Се ля ви.


После рождения младшего у меня был шок, что я не помню его вообще за прошедший день, потому что уделяла внимание старшей. И я очень боялась, что его младенчество пройдет вот так вот в фоновом режиме. Я нашла время и способы уделять качественное время и ему (нам). Я каждый день делаю ему массаж, который нравится нам обоим, купаюсь с ним вместе и танцую. У нас еще есть качественное время мамы с двумя детьми, папы с детьми или всей семьей. И обычно это валяние, обнимание, бузение в кровати.

Я с Петей

На самом деле я хотела написать совсем не это. Я хотела рассказать, как мне важно не качественное время с детьми, а количественное. То время, когда мы просто живем рядом и не поглощены друг другом. Я очень рада, что у меня есть возможность смотреть, как дети растут, как дочь может быть увлечена свободной игрой несколько часов подряд. И самое смешное, что мне дороги моменты моих криков злости, бурной радости, нытья от усталости, моего ничегонеслышанья из-за работы. Мне нравится, что дети видят, что мама разная и  испытывает разные чувства. Мне нравится, когда дочь одним своим взглядом вытаскивает из глубин моей памяти самые тяжелые детские воспоминания, своими истериками заставляет говорить словами моей мамы. :) Мне нравится так жить и становится взрослее. И больше всего мне нравится учить детей понимать, принимать, любить себя и друг друга через мое принятие и любовь.

И, конечно, этого всего бы не было, если бы  у меня и у мужа не было нашего совместного времени и времени только для себя. :)

 

Мария Писарева

 

Заметить и предоставить возможности

 В Реджио-подходе наблюдение ребёнка является основополагающим процессом. Задача взрослого увидеть ребёнка как личность, с его особенностями и потребностями, идеями и возможностями, интересами и предпочтениями, оценить, что ребёнок уже умеет делать самостоятельно и к чему он потенциально готов (зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому). На основе результатов наблюдения  взрослые готовят темы и проекты, интересные детям, меняют и адаптируют среду под запросы и нужды детей, помогают детям реализовать их задумки, предоставляют территорию и возможности для развития ребенка по его собственной программе. Самое сложное для взрослого бывает переключиться с ориентации на результат, к которой мы привыкли с детства, на концентрацию на самом процессе. То есть уйти от желания научить какому-то конечному знанию, в замен в процессе взаимодействия с ребенком найти способы и инструменты познания, исследования и творчества. Так во время открытого процесса ребенок научается в итоге большему спектру навыков и получает больше знаний. 

Для того, чтобы поддержать ребёнка, достаточно внимательно и с уважением относиться к его задумкам. Особенно это важно после трех лет, когда ребёнок осваивает навыки планирования, возможность реализовать свой собственный замысел. Так, например, накануне мы с детьми собирались в музей. Вот уже месяц мы каждую пятницу ходим в музей, это был наш пятый поход. Я озвучила, что мы идем в Эрмитаж в Египетский зал, так как за несколько дней до этого моя старшая дочь (4,5 года) интересовалась мумиями, а также попросила детей собрать всё, что им нужно для похода в музей. Через несколько минут София принесла лист, на котором были маленькие картинки и назвала его "листком-заданием". Она пояснила, что это мумия и тетя, которая следит за порядком, и что листок-задание нужен, чтобы отмечать все, что необходимо увидеть в музее. Дальше начался сбор необходимых вещей для листка-задания: для него потребовалась отдельная сумка, карандаши и еще один листок-задание для младшего брата. Сборы потребовали чуть больше времени, чем я планировала, но осознанность и увлеченность детей были на высоте. 

Когда мы только зашли в Эрмитаж и еще даже не успели купить билеты, София достала листки, карандаши и уже была готова делать заметки. В итоге в ходе экскурсии были отмечены и мумия, и тётенька, а также зарисована парадная лестница Зимнего дворца, поскольку она произвела сильное впечатление. Придуманный самим ребёнком листок-задание стал и планом, и дополнительным инструментом привлечения внимания к экспонатам музея, и способом отразить полученные впечатления. Думаю, что создание подобных листков станет частью наших пятничных походов в музей, и мы будем осваивать и развивать этот инструмент и дальше.

image.jpg

Листок-задание: мумия с одним глазом, тётенька, следящая за порядком и картина (этот листок задание был отдан младшему брату, правда Макс пока не оценил задумку, но тоже ходил в руках с листком по музею).

 

image.jpg

В Египетском зале: и Софа, и Макс держат в руках свои листки.

 

image.jpg

Розовым Софа делала пометки и записи в музее. Справа парадная лестница Эрмитажа.

Анна Вендик

Транспорт и молоток

Накануне у нас состоялся занимательная беседа с педагогами, работающими с детьми дошкольного и школьного возраста. В результате мы выяснили, что многие дети, живущие в большом городе, оказываются сильно оторванными от реальной жизни. Мне рассказали историю о пятиклассниках, которые впервые (!) увидели метро и электрички, отправившись на экскурсию в музей с классом. 

Я задумалась, как много разных явлений, занятий, предметов для современных детей оказываются из разряда "сказочных" и небывалых, которые для нас самих были частью повседневной жизни. 
Например, общественный транспорт. Мои дети первый раз проехались в метро, когда им еще не было трех, хотя я из тех родителей, который всегда и везде на своей машине. В прошлом году мы поехали в гости к бабушке с Петроградки на Васильевский на трамвае (Софии было 3,5 года, Максиму - 1,5 года). Так это стало настоящим событием и праздником, о котором до сих пор вспоминают и регулярно просят покатать их на трамвае или автобусе. Мы, многие родители, стремясь обеспечить комфорт себе и детям, возим их в основном в личных автомобилях, при этом лишаем детей полезного опыта и понимания необходимости общественного транспорта. Первая поездка на общественном транспорте для меня самой была затруднительной - я боялась и переживала, что возникнут сложности, что дети раскапризничаются и будут мешать и т.д. Но у страха глаза велики! Оказалось, что это интересно, занимательно и радостно. Просто мне самой было сложно выйти из своей зоны комфорта. 

Та же история происходит с плотничеством, рукоделием, кулинарией, садоводством и другими прикладными видами деятельности, которые мы современные горожане заменяем готовыми услугами или товарами. Так, например, у многих детей есть икеевский пластмассовый набор инструментов, который идет на ура. Но для многих детей этот инструмент остается игрушечным, не связанным с жизнью. Нам в этом отношении повезло, мой папа всю жизнь мастерит что-то руками, регулярно приглашая в помощники детей. Раньше это были мы с братом, теперь внуки. На прошлых выходных он с моими детьми сделал ящик для инструмента, такой же как в их любимой книжке "Кастор в мастерской". Они помогали, сравнивали с книгой, повторяли название инструмента и пробовали его в работе. Опять-таки - море положительных эмоций и позитивного опыта. 

Современная жизнь и детская индустрия предоставляет нашим детям огромный выбор качественных и интересных игрушек и пособий, и это прекрасно! Уже не возможно представить нас без технических средств, прогресса и инноваций. Я, например, очень ценю  интересные развивающие и образовательные приложения для планшета. Но мне кажется важным сохранять связь с реальной практической жизнью. Я восхищаюсь родителями, которые сами шьют, вяжут, мастерят, занимаются огородом и садом, создают кулинарные шедевры, мастерят мебель и игрушки. Это дает возможность детям видеть многогранность жизни, возвращает их из виртуальности в реальность, позволяя ей обретать смысл. Важно только, чтобы дети с самого раннего возраста могли быть полноценными участниками процесса.

А какие занятия и явления, которые были естественными для вас самих, стали редкостью и небывалостью для ваших детей? Давайте обсуждать в комментариях!

Анна Вендик