Размышления о родительских ожиданиях

Стоит поднять тему маминых и папиных ожиданий от ребенка в сообществе более-менее чутких родителей, большинство скажут, что слово «ожидания» сразу вызывает негатив. Не потому, что слово плохое, а потому что все знают, что возлагать ожидания – это плохо, это калечит детей. Правда, эти же родители признаются, что без ожиданий не обходятся... Как же так? А вот само случается, непроизвольно... И вообще, что плохого, если я верю (а верю ли на самом деле?), что мой ребенок способен на многое, что он добьется успеха, что стимулирую его к деятельности, когда ему самому это трудно сделать. Да, иногда давлю, но все ему на благо! Потом он скажет мне «спасибо» (или не скажет). Потом мне... т.е. ему, конечно, будет хорошо. «Потом» – ключевое слово.

Занятно покопаться внутри слова, в его звучании и смысле. «Ожидания», «ожидаю», «жду». А чего жду? Почему жду? Ребенок уже есть, уже живет и развивается, а я жду. А вообще, мой ребенок здесь и сейчас есть? Для меня лично?.. Это страшно осознать, но... ой, кажется, у меня, в моем мире, только мой будущий ребенок, причем МОЙ, какой МНЕ нужен. Его проблемами я живу, с ним провожу время. А этот, который есть, не такой совсем, и интуиция подсказывает, что МОИМ он не будет никогда. Страх внутри сразу кричит: надо срочно что-то делать! А что тут сделаешь... Если у меня отношения только с будущим ребенком, а с этим никаких, то как я могу хоть что-то сделать. Только предпринять кучу бесполезных, изматывающих обе стороны попыток направить его в нужное мне русло, продавить иногда на благо мне, т.е. на благо ему, конечно. И рано или поздно окончательно потерять для себя его живого, настоящего. Поэтому я часто отстраняюсь, чтоб уйти из отношений раньше, чем уйдет он, не застать этого. Или злюсь, ведь постоянно разочаровываюсь.

Это все про неумение родителя жить в настоящем, скажете вы. А вот если родитель умеет быть здесь и сейчас, то его стремление видеть в ребенке хорошее – это ожидания или нет? Дорисовывать его образ, где не дотягивает, думать о нем лучше, чем он есть – это как? Разве не так советуют гуманистические психологи, разве человека не поддерживает вера в него его родных? Одни вопросы. Может, это и ожидания, но какие-то здоровые, как будто мы видим суть, отбрасывая мишуру. А, может, это то же самое нежелание видеть настоящего ребенка. Возможно, все дело в том, можем ли мы отпустить эти ожидания, ребенок ли для нас на первом месте или они, ради себя мы стараемся или все же печемся о его благе по-настоящему.

Интересно было бы услышать ваши мнения, что для вас ожидания и проникают ли они в вашу с ребенком жизнь?

Ольга Васильева

«Не буду спать!» Естественные детские потребности или манипуляции?

Давайте посмотрим правде в глаза: дети до смешного изобретательны, и это их качество имеет тенденцию проявляться ярче перед сном. Но как же нам, родителям, понять, когда наши дети имеют реальные потребности, а когда они просто отчаянно пытаются отсрочить неизбежное? Когда и где мы должны провести черту?

Вот только несколько примеров запросов, которые можно услышать от детей, как только солнце садится и пора спать (сможете ли вы понять разницу?):

  • "Где мой плюшевый кот?" (О нем не вспоминали несколько месяцев, но теперь не могут жить без него.)
  • "Подоткнешь мне одеяло?"
  • "Можно стакан воды?"
  • (Неизбежно следует) "Мне нужно в туалет!"
  • "Я услышал страшный шум!"
  • "У меня нога чешется..."
  • "Можешь сложить одежду за меня?"
  • И кристально честное "Я просто не хочу спать."

Иногда эти мольбы могут разбить сердце, в другое время они приводят в бешенство, но, в основном, они утомительны. Что же делать родителю?

Помните, что у всех нас есть сенсорные потребности

Быстрый тест. Сколько чувств у нас есть? Пять... правильно? Нет! Вообще-то семь! Что вы пропустили? Скорее всего, вестибулярные и проприоцептивные чувства.

Теперь не дайте вашим глазам потускнеть, созерцая эти громкие слова. Об этих двух чувствах часто не знают или забывают, но каждый человек использует их постоянно и не сможет без них существовать. И, самое главное для нашей дискуссии, они оказывают сильное влияние на поведение у всех детей.

Наиболее распространенные чувства, которые могут быть у ребенка в неисправном состоянии,  - тактильные (прикосновение), вестибулярные (движение и баланс), и проприоцептивные (осознание положения тела в суставах и связках).

Некоторые дети чрезмерно чувствительны и избегают этих ощущений. Другие дети недостаточно чувствительны к этим ощущениям и ищут их. И по отношению к разным ощущениям это может проявляться во всевозможных комбинациях и степенях тяжести.

Есть дети, которые ненавидят определенные текстуры, но абсолютно жаждут вращения, верхолазания и других смелых занятий (избегают тактильных ощущений, но ищут вестибулярных). Есть дети, которые любят испачкаться до невозможности (искатели тактильного опыта). А есть дети, которые боятся определенных движений и высоты (избегающие вестибулярных ощущений), однако ждут достаточно жестких объятий и твердых прикосновений (проприоцептивные искатели).

Сенсорные потребности ребенка - вот, что нужно искать родителям

Спросите себя: "Что мой ребенок будет просить или чего избегать (кроме сна, конечно)?"

  • Он жалуется на колючее одеяло или тесную одежду? Это тактильное избегание.
  • Он настаивает на определенном плюшевом медведе, чтобы потереться об него щекой? Это тактильный поиск.
  • Он охотнее будет спать на полу, чем на втором ярусе кровати? Это вестибулярное избегание.
  • Он хочет, чтобы его укачивали или любит свешиваться вниз головой с кровати? Это вестибулярный поиск.
  • Каждый маленький шум вызывает у него панику? Это слуховое избегание.
  • Его одеяло должно быть плотно заправлено или дополнительное утяжеляющее покрывало должно лежать на нем сверху? Это проприоцептивный поиск.

Так есть ли надежда дождаться добровольно закрытых глаз? Конечно!

Уделите внимание сенсорным потребностям во время отхода ребенка ко сну

Цель состоит в том, чтобы успокоить ребенка. Почти все дети успокаиваются от проприоцептивного воздействия. «Медвежьи объятия», фирменный массаж спины и почесывания - отличный способ дать ребенку ощущение комфорта в своем собственном теле перед сном. Если ваш ребенок ищет тактильных ощущений, пусть он почувствует свою любимую текстуру. Если он любит движение (вестибулярные ощущения), его можно нежно качать, или подвесить вниз головой. Дайте детям то, чего жаждет их мозг, но не перевозбуждая их.

Но как вы должны справиться с теми проблемами, которые все равно возникают?

Используйте сенсорные инструменты

Некоторые улучшения лежат на поверхности. Позвольте ребенку надеть пижаму, которая его успокаивает. Пусть спит на низких нарах, которые вызовут наименьший страх. О других способах решить проблему вы, возможно, не думали. Сильное давление успокаивает большинство людей, но особенно детей, которые ищут проприоцептивных ощущений. Возможно, ребенку стоит носить утяжеленный компрессионный жилет, который слегка сжимает его, или укрываться утяжеленным одеялом, вместо того, чтобы быть заваленным подушками. Эти средства творят чудеса, потому что проприоцептивное воздействие успокаивает всех людей, помогая им чувствовать себя защищенными в собственном теле. Если шум - проблема, почему бы не попробовать "белый шум" или шумоподавляющие наушники. Если ребенок ищет сильных проприоцептивных ощущений настолько, что обкусывает ногти на руках до крови, возможно, грызунок даст ему стимуляцию, которой он жаждет.

Дайте детям сенсорные ощущения днем

Долгосрочным решением для сенсорных бедствий перед сном являются сенсорные воздействия днем. Если ваш ребенок стремится к определенным сенсорным ощущениям, обеспечьте их ему в здоровых дозах в течение всего дня. 

Установите ограничения и придерживайтесь их

Конечно, не все запросы детей сенсорно обусловлены. Большинство детей - далеко не любители сна и найдут любой повод, чтобы задержать момент отхода ко сну. Поэтому, как только вы уверены, что удовлетворили сенсорные потребности детей в разумных пределах, вы переходите к установлению границ, выполнению ритуалов, и стараетесь быть последовательны. Да, это непросто...

Например, ребенку может помочь право последней просьбы на текущий день, а затем диалог закончится до утра. Мы остаемся тверды в нашей решимости выполнить только одно требование. Это может вызвать слезы, но мы остаемся с ребенком, чтобы помочь ему успокоиться. Следует отметить, что удовлетворение сенсорных потребностей детей может значительно уменьшить количество их требований.

Мы надеемся, что эта статья напомнит вам, что ваш ребенок был создан прекрасным и сложным. Сенсорный опыт вашего ребенка не решит все проблемы и не превратит его в ангела, но это может быть та часть головоломки, которую вы не замечали.

По материалам статьи Just Go to Bed! Deciphering Legitimate Needs from Stall Tactics

Перевод Ольги Васильевой

О доверии

«Мой ребенок мне не доверяет, он со мной не говорит о том, что его волнует, я случайно узнаю шокирующие подробности его жизни» - мы, родители подростков и даже детей помладше, часто говорим о проблеме недоверия к нам наших собственных детей.

А мы доверяем им? «Как я могу отпустить ситуацию с планшетом, он же не вылезет из него! Я должна проверить, на самом ли деле он сделал домашнее задание или просто сочиняет! Я должна подстраховать его на горке... принудить доходить секцию до конца года... научить буквам пораньше... отвлечь от слез... организовать развивающие занятия... подстелить соломки, проконтролировать, наставить на путь истинный...» Ах-ах, родитель не дремлет... или испуганный ребенок внутри нас, который не доверяет себе, никому и ничему, самой жизни?

Доверие – что за штука такая, которую мы хотим и не впускаем одновременно? В словаре можно прочитать, что это уверенность в том, что другой нас не обманет. Что? Кажется, речь снова про ожидания! Кто-то сам, или мы за него, пообещал нам не разочаровывать нас и теперь мы ждем, что так и будет. Но внутри, глубоко, мы прекрасно знаем, что люди не могут соответствовать нашим ожиданиям всегда и везде, а, значит, мы обречены не доверять, если выбрали такое понимание доверия.

Но что, если вслушаться в звучание слова – «до-верие», то, что до веры и проверок, до ожиданий, до знания и до понимания. Мы все рождаемся стать собой в конце концов. У каждого свой путь и мы можем идти по нему, доверяя внутренней природе. Дети, в общем-то, так и делают, они не боятся пробовать, ошибаться и пробовать снова, проявлять любопытство и исследовать, они доверяют миру в самом базовом смысле. Может быть, и мы, родители, так можем? Конечно, нам потребуется что-то отпустить, много говорить с самим собой про свои страхи и истинные чувства, но зато мы наконец доверимся и доверятся нам.

Ольга Васильева

Про тревогу (или про жизнь с неврозами)

Самая главная потребность любого человека - это потребность в контакте и близости. Самый страшный страх - страх разделения с объектом привязанности, страх быть неприглашенным в жизнь другого человека. Этот страх - это тревога, настолько сильная, что ее источник часто выключается мозгом из осознания. Т.е. тревога есть, но ее источника мы не видим, не можем, соответственно, принять это, проплакать и мужественно встретиться с этим лицом к лицу. Тревога становится фоном нашей жизни, это состояние называется тревожностью. Тревожность побуждает нас действовать с оглядкой, избегать опасности. Так как источник нам не виден, то избегать мы начинаем не связанных с ним вещей, просто чтобы снизить свою тревожность хоть ненадолго. Например, мы начинаем бояться темноты, начинаем бояться лифтов, высоты, приоткрытых шкафов - чего угодно, лишь бы в отношении этого мы могли как-то действовать, чтобы нам полегчало: включить свет, подняться по лестнице, отойти от края, закрыть шкаф... Тревожность проявляется в нашей жизни постоянно, 90% всех обращений к психотерапевтам связаны с проблемой тревоги. 

Наиболее распространенные способы снизить тревожность  - это любая оральная активность (процесс приема пищи, сосание пальца, обкусывание ногтей), ритмическая активность (раскачивания, музыка с ударными, мастурбация), физическое напряжение (типа фитнеса до упада), любое отвлечение (телевизор, компьютер, книги), прием наркотиков, алкоголя, курение табака и т.д. 

Если снизить тревожность такими способами не удается или этого не достаточно, то возникают неврозы - навязчивые мысли, сопровождающиеся навязчивыми действиями, которые служат снижению тревожности, но и сами являются источником тревоги. Самые распространенные неврозы:

1) страх конкретных ситуаций, фобии (боюсь летать - не летаю самолетами), 

2) связан с внешностью (постоянно думаю о том, как я выгляжу - делаю все, чтобы выглядеть хорошо), 

3) связан с чистотой-загрязнением (избегаю загрязнения - делаю все, чтобы быть чистым физически, умственно, иметь чистоту вокруг себя и т.п.), 

невроз чистоты

4) связан с порядком-беспорядком (думаю о том, что везде должен быть порядок, делаю все, чтобы навести порядок, правила), 

5) связан с болезнью-здоровьем (думаю о состоянии здоровья, о диагнозах, действую так, чтобы не болеть, либо установить диагноз, либо вовремя обнаружить болезнь), 

6) связан с безопасностью-опасностью (думаю о том, что кругом враги, мир небезопасен, делаю все, чтобы обезопасить себя или избежать опасности),

7) связан с обидами, раненными чувствами и мыслями (думаю о том, что мне слишком больно слышать что-то, что меня все хотят задеть - делаю все, чтобы не быть задетым, избегаю неприятных разговоров, наблюдений),

8) связан с тем, что кругом интриги со стороны других людей (думаю о том, что никому нельзя доверять, все замышляют что-то против меня, сплетничают обо мне; делаю все, чтобы всех разоблачить, вывести на чистую воду, распознать обман),

9) связан со стремлением соответствовать чьим-то требованиям (думаю о том, что должен быть идеальным, оправдать ожидания, делаю все, чтобы достичь идеала, совершенствую себя, стремлюсь нравиться, вести себя правильно),

10) связан с ощущением собственного веса, объема (думаю о том, что меня слишком много (слишком толстый, слишком умный, слишком сложный), делаю все, чтобы себя уменьшить (худею, упрощаю поведение, упрощаю способы самовыражения (типа хорошие девочки матом не ругаются, о политике не говорят, после 6 не едят))),

11) связан с выражением эмоций, экспрессией (думаю о том, что не могу,не хочу выражать своих эмоций, делаю все, чтобы их подавить, вплоть до депрессии, когда внутри полная тишина).

Здоровый путь к снижению тревожности - это открыть доступ к истинному источнику тревоги (т.е. позволить себе увидеть, что не любим, не принят, не нужен), встретить его как тщетность, т.е. то, что нельзя изменить, а затем оплакать, принять, мужественно жить с этим.

Ольга Васильева