Семинары о теории привязанности в Гнезде

Ведущая семинаров - Ольга Васильева

Расписание ближайшего цикла семинаров мы публикуем в разделе Новости и акции

Теория привязанности относится к гуманистической психологии и дает понимание того, как отношения влияют на развитие ребенка, как любовь родителей способствует взрослению маленького человека и раскрытию его потенциала. В нашем пространстве мы стремимся создать атмосферу принятия, бережно передавать ребенка от взрослого к взрослому, культивировать привязанность и правильные отношения, способствующие развитию.

Мы считаем важным рассказывать о привязанности и ее роли как педагогам нашего пространства, так и родителям. В рамках цикла из 7 семинаров мы поговорим о привязанности очень подробно, научимся понимать своих собственных детей и себя намного лучше, попробуем найти в себе источник родительской силы.

Все занятия цикла объединены единой темой:
"Как растет и развивается ребенок, что влияет на его взросление".

  • Тема 1. Как мы взрослеем, часть 1: взросление как спонтанный процесс. На семинаре мы поговорим о том, как раскрывается человеческий потенциал, как человек становится независимым существом, крепко стоящим на своих ногах, какие факторы влияют на достижение человеком зрелости, почему процесс взросления может остановиться и какие проблемы за этим следуют.
  • Тема 2. Как мы взрослеем, часть 2: способность адаптироваться как один из важных компонентов взросления. На семинаре пойдет разговор о том, как человек адаптируется, почему плакать и грустить - это хорошо и полезно, какие механизмы лежат в основании психологической устойчивости и находчивости человека, его пластичности и способности справляться с тяжелыми ситуациями.
  • Тема 3. Как мы взрослеем, часть 3: развитие человека по замыслу природы, от дифференциации к интеграции. Семинар будет посвящен основным стадиям созревания, характерным для всех живых существ, в том числе и для человека. Последовательно будет рассмотрено, как происходит созревание на биологическом, физиологическом и психологическом уровнях.
  • Тема 4.  Эмоции и их роль в развитии человека. На семинаре будет рассмотрено, как влияет способность глубоко и уязвимо чувствовать на развитие человека и его психологическое взросление, а также негативное влияние эмоциональных защит на процесс взросления.
  • Тема 5. Становление привязанности. На семинаре мы обсудим, как развивается способность к отношениям, какие условия способствуют этому процессу и как родителям способствовать углублению их привязанности с ребенком.
  • Тема 6. Как привязанность облегчает родительство. Семинар раскрывает информацию о роли привязанности для ребенка и родителя, рассказывает о функциях привязанности и об инстинктах заботиться и зависеть, которые живут в каждом из нас.
  • Тема 7. Поляризация как свойство привязанности. На семинаре мы обсудим позитивную и негативную направленность в привязанности и такие явления как застенчивость и защитное отчуждение. 

Стоимость участия

  • разовое посещение - 700
  • при оплате нескольких занятий сразу - 600 за каждое
  • абонемент на весь цикл - 3500

Команды Гнезда и Гнезда Два прошла двухдневный интенсив в подготовке к новому году

3 и 4 сентября команда двух пространств прошла интенсивный тренинг, чтобы эффективнее и гармоничнее работать с новом учебном году. Первый день был посвящен вдохновению и умению взаимодействовать друг с другом и с детьми. Вдохновленные Реджио-подходом, мы разбирали, что же значат для каждого основные постулаты подхода. Так, один из основных постулатов Реджио-подхода, что каждый ребенок заслуживает уважения. Для нас было важно понять, что для каждого из нас означает уважение, и как это может быть реализовано при общении и взаимодействии с детьми.

Для всех было полезно оказаться в роли ребенка и почувствовать, какое влияние оказывают присутствующие рядом взрослые. Мы на себе прочувствовали разные модели поведения и проработали несколько сценариев взаимодействия с детьми. 

Второй день был посвящен теории привязанности. Обсуждая модель теории привязанности, мы учились адаптации и взрослению, осознанию своих сильных и слабых сторон. Последняя часть тренинга была посвящена сенсорной интеграции и телесному взаимодействию. Умение чувствовать и слушать свое тело дает много ресурса как взрослым, так и детям.

Я уверена, что для эффективного взаимодействия с детьми и профессионального роста важно не только постоянное обучение, но проживание ситуаций через личный опыт.

Впечатления от тренинга:

"В первый день было много практики, во второй, благодаря системной теории знания и опыт собрались в целое. Особенно понравились тренинг ролевой в первый день и много практических примеров. В какой-то момент от потока информации вопросов стало еще больше, чем было, что хорошо." - Наталья Корнилова, Реджио-инструктор, Гнездо на Гжатской.

"Наша работа "в поле", анализ и главный вывод - "или ребёнок или наблюдатель наблюдателя" сняли с меня массу напряжения. О, я могу просто ЖИТЬ с детьми, не придумывая им "инструкций и обучалок", и могу просто наблюдать за ними (вот тут открывается поистине космос, это таааак интересно). 
Благодаря семинару Оли (по теории привязанности) "научно" осознала, почему мне всегда было так больно слышать на улице фразы типа "все, оставайся один на площадке, я пошла" или вчерашнее свеженькое: "если, когда придём домой, у тебя будет нормальное лицо, ты будешь улыбаться и в хорошем настроении, то у меня для тебя найдётся подарок".
 - Оксана Ходырева, Реджио-инструктор, Гнездо на Туристской

Анна Вендик

Про тревогу (или про жизнь с неврозами)

Самая главная потребность любого человека - это потребность в контакте и близости. Самый страшный страх - страх разделения с объектом привязанности, страх быть неприглашенным в жизнь другого человека. Этот страх - это тревога, настолько сильная, что ее источник часто выключается мозгом из осознания. Т.е. тревога есть, но ее источника мы не видим, не можем, соответственно, принять это, проплакать и мужественно встретиться с этим лицом к лицу. Тревога становится фоном нашей жизни, это состояние называется тревожностью. Тревожность побуждает нас действовать с оглядкой, избегать опасности. Так как источник нам не виден, то избегать мы начинаем не связанных с ним вещей, просто чтобы снизить свою тревожность хоть ненадолго. Например, мы начинаем бояться темноты, начинаем бояться лифтов, высоты, приоткрытых шкафов - чего угодно, лишь бы в отношении этого мы могли как-то действовать, чтобы нам полегчало: включить свет, подняться по лестнице, отойти от края, закрыть шкаф... Тревожность проявляется в нашей жизни постоянно, 90% всех обращений к психотерапевтам связаны с проблемой тревоги. 

Наиболее распространенные способы снизить тревожность  - это любая оральная активность (процесс приема пищи, сосание пальца, обкусывание ногтей), ритмическая активность (раскачивания, музыка с ударными, мастурбация), физическое напряжение (типа фитнеса до упада), любое отвлечение (телевизор, компьютер, книги), прием наркотиков, алкоголя, курение табака и т.д. 

Если снизить тревожность такими способами не удается или этого не достаточно, то возникают неврозы - навязчивые мысли, сопровождающиеся навязчивыми действиями, которые служат снижению тревожности, но и сами являются источником тревоги. Самые распространенные неврозы:

1) страх конкретных ситуаций, фобии (боюсь летать - не летаю самолетами), 

2) связан с внешностью (постоянно думаю о том, как я выгляжу - делаю все, чтобы выглядеть хорошо), 

3) связан с чистотой-загрязнением (избегаю загрязнения - делаю все, чтобы быть чистым физически, умственно, иметь чистоту вокруг себя и т.п.), 

невроз чистоты

4) связан с порядком-беспорядком (думаю о том, что везде должен быть порядок, делаю все, чтобы навести порядок, правила), 

5) связан с болезнью-здоровьем (думаю о состоянии здоровья, о диагнозах, действую так, чтобы не болеть, либо установить диагноз, либо вовремя обнаружить болезнь), 

6) связан с безопасностью-опасностью (думаю о том, что кругом враги, мир небезопасен, делаю все, чтобы обезопасить себя или избежать опасности),

7) связан с обидами, раненными чувствами и мыслями (думаю о том, что мне слишком больно слышать что-то, что меня все хотят задеть - делаю все, чтобы не быть задетым, избегаю неприятных разговоров, наблюдений),

8) связан с тем, что кругом интриги со стороны других людей (думаю о том, что никому нельзя доверять, все замышляют что-то против меня, сплетничают обо мне; делаю все, чтобы всех разоблачить, вывести на чистую воду, распознать обман),

9) связан со стремлением соответствовать чьим-то требованиям (думаю о том, что должен быть идеальным, оправдать ожидания, делаю все, чтобы достичь идеала, совершенствую себя, стремлюсь нравиться, вести себя правильно),

10) связан с ощущением собственного веса, объема (думаю о том, что меня слишком много (слишком толстый, слишком умный, слишком сложный), делаю все, чтобы себя уменьшить (худею, упрощаю поведение, упрощаю способы самовыражения (типа хорошие девочки матом не ругаются, о политике не говорят, после 6 не едят))),

11) связан с выражением эмоций, экспрессией (думаю о том, что не могу,не хочу выражать своих эмоций, делаю все, чтобы их подавить, вплоть до депрессии, когда внутри полная тишина).

Здоровый путь к снижению тревожности - это открыть доступ к истинному источнику тревоги (т.е. позволить себе увидеть, что не любим, не принят, не нужен), встретить его как тщетность, т.е. то, что нельзя изменить, а затем оплакать, принять, мужественно жить с этим.

Ольга Васильева

Почему мы хотим создать сообщество специалистов, родителей и детей

Приходя в пространство, дети идут не только общаться, играть, учиться читать, писать или рисовать, но и удовлетворять свои потребности, которых может быть очень много. Дети переполнены переживаниями, чувствами, их могут отвлекать физиологические потребности, например в еде или  более комфортной одежде. Или ребенок не выспался, а теперь не в состоянии сосредоточиться на учебном процессе. Прежде чем дети смогут сфокусироваться на занятии, они должны почувствовать, что их социальные, эмоциональные и физические потребности важны и значимы. 

 Сообщество обеспечивает детям деревню привязанностей

Сообщество обеспечивает детям деревню привязанностей

Мы видим, что родители и инструкторы, сотрудничая, могут помочь детям удовлетворить их потребности.  Когда мы выделяем время, чтобы разобраться с «трудностями», то даем детям знать, что ценим их и заботимся о них. Таким образом, работая вместе, мы создаем безопасную среду, где ученики способны идти на риск, открывать и познавать что-то новое, развивать дружеские отношения и иметь свой голос в классе. Пока детям не будет комфортно и безопасно, учиться они не смогут, а наша задача вместе с родителями создать эту среду. 

Когда мы делаем что-то вместе, мы образуем сообщество. У сообщества появляются общие цели, общий опыт и схожее отношение к происходящему вокруг. Сообщество работает вместе над созданием чего-то прекрасного: семейного спектакля, настенного панно, выставки работ. Сообщество разделяет ответственность, например, в уходе за цветами или питомцами центра, в заботе и пополнении общей библиотеки для детей и родителей, в облагораживании  территории вокруг центра. Все заинтересованные участники сотрудничают, чтобы совместно решать проблемы, поддерживать и заботиться друг о друге и о среде.

Анна Вендик