Размышления о родительских ожиданиях

Стоит поднять тему маминых и папиных ожиданий от ребенка в сообществе более-менее чутких родителей, большинство скажут, что слово «ожидания» сразу вызывает негатив. Не потому, что слово плохое, а потому что все знают, что возлагать ожидания – это плохо, это калечит детей. Правда, эти же родители признаются, что без ожиданий не обходятся... Как же так? А вот само случается, непроизвольно... И вообще, что плохого, если я верю (а верю ли на самом деле?), что мой ребенок способен на многое, что он добьется успеха, что стимулирую его к деятельности, когда ему самому это трудно сделать. Да, иногда давлю, но все ему на благо! Потом он скажет мне «спасибо» (или не скажет). Потом мне... т.е. ему, конечно, будет хорошо. «Потом» – ключевое слово.

Занятно покопаться внутри слова, в его звучании и смысле. «Ожидания», «ожидаю», «жду». А чего жду? Почему жду? Ребенок уже есть, уже живет и развивается, а я жду. А вообще, мой ребенок здесь и сейчас есть? Для меня лично?.. Это страшно осознать, но... ой, кажется, у меня, в моем мире, только мой будущий ребенок, причем МОЙ, какой МНЕ нужен. Его проблемами я живу, с ним провожу время. А этот, который есть, не такой совсем, и интуиция подсказывает, что МОИМ он не будет никогда. Страх внутри сразу кричит: надо срочно что-то делать! А что тут сделаешь... Если у меня отношения только с будущим ребенком, а с этим никаких, то как я могу хоть что-то сделать. Только предпринять кучу бесполезных, изматывающих обе стороны попыток направить его в нужное мне русло, продавить иногда на благо мне, т.е. на благо ему, конечно. И рано или поздно окончательно потерять для себя его живого, настоящего. Поэтому я часто отстраняюсь, чтоб уйти из отношений раньше, чем уйдет он, не застать этого. Или злюсь, ведь постоянно разочаровываюсь.

Это все про неумение родителя жить в настоящем, скажете вы. А вот если родитель умеет быть здесь и сейчас, то его стремление видеть в ребенке хорошее – это ожидания или нет? Дорисовывать его образ, где не дотягивает, думать о нем лучше, чем он есть – это как? Разве не так советуют гуманистические психологи, разве человека не поддерживает вера в него его родных? Одни вопросы. Может, это и ожидания, но какие-то здоровые, как будто мы видим суть, отбрасывая мишуру. А, может, это то же самое нежелание видеть настоящего ребенка. Возможно, все дело в том, можем ли мы отпустить эти ожидания, ребенок ли для нас на первом месте или они, ради себя мы стараемся или все же печемся о его благе по-настоящему.

Интересно было бы услышать ваши мнения, что для вас ожидания и проникают ли они в вашу с ребенком жизнь?

Ольга Васильева

Отзыв Натальи о группе поддержки для родителей

"Встреча ОЧЕНЬ понравилась! Спасибо ведущим и участницам! Стало легко на душе от того, что выслушали и поняли :) А вечером после встречи вообще случилось волшебство: вместо обычного сценария "о, как я устала и столько всего надо" удалось переключиться на спокойное совместное времяпровождение с ребенком! Видимо всё что проговорила вслух на встрече мозг принял как руководство к действию и всё получилось легко :) Я пила чай, а ребенок сам лепил рядышком и даже мультики не просил, оба довольны и даже было начавшаяся головная боль отступила. А немытую посуду оставила на утро ;) Утром также вместе очень вдохновленно рисовали каждый своё. Волшебство! :)"

О доверии

«Мой ребенок мне не доверяет, он со мной не говорит о том, что его волнует, я случайно узнаю шокирующие подробности его жизни» - мы, родители подростков и даже детей помладше, часто говорим о проблеме недоверия к нам наших собственных детей.

А мы доверяем им? «Как я могу отпустить ситуацию с планшетом, он же не вылезет из него! Я должна проверить, на самом ли деле он сделал домашнее задание или просто сочиняет! Я должна подстраховать его на горке... принудить доходить секцию до конца года... научить буквам пораньше... отвлечь от слез... организовать развивающие занятия... подстелить соломки, проконтролировать, наставить на путь истинный...» Ах-ах, родитель не дремлет... или испуганный ребенок внутри нас, который не доверяет себе, никому и ничему, самой жизни?

Доверие – что за штука такая, которую мы хотим и не впускаем одновременно? В словаре можно прочитать, что это уверенность в том, что другой нас не обманет. Что? Кажется, речь снова про ожидания! Кто-то сам, или мы за него, пообещал нам не разочаровывать нас и теперь мы ждем, что так и будет. Но внутри, глубоко, мы прекрасно знаем, что люди не могут соответствовать нашим ожиданиям всегда и везде, а, значит, мы обречены не доверять, если выбрали такое понимание доверия.

Но что, если вслушаться в звучание слова – «до-верие», то, что до веры и проверок, до ожиданий, до знания и до понимания. Мы все рождаемся стать собой в конце концов. У каждого свой путь и мы можем идти по нему, доверяя внутренней природе. Дети, в общем-то, так и делают, они не боятся пробовать, ошибаться и пробовать снова, проявлять любопытство и исследовать, они доверяют миру в самом базовом смысле. Может быть, и мы, родители, так можем? Конечно, нам потребуется что-то отпустить, много говорить с самим собой про свои страхи и истинные чувства, но зато мы наконец доверимся и доверятся нам.

Ольга Васильева

Почему я хочу, чтобы мой ребенок пошел в Реджио-сад

Я обычная мама домашних детей. Моей дочке в октябре будет шесть, а сыну в конце ноября исполнится годик. Соня не ходит в государственный сад, потому я не верю в раннюю социализацию и считаю ее помехой нормальному развитию. У меня свободный график работы, поэтому я много времени провожу вместе с детьми.  А когда я не рядом с ними, значит, они вместе с папой, бабушками, дедушками, а иногда с няней. Я рада, что они растут в семье, перенимают наши ценности и окружены постоянной заботой любящих их взрослых.

Соня в Реджио-саду

С сентября этого года старшая дочь пойдет в Реджио-сад в семейном пространстве "Гнездо". И этому факту, как и домашнему воспитанию, я тоже очень рада. Сейчас объясню почему.

Когда речь заходит о взращивании детей, я всегда стараюсь смотреть в будущее с пониманием того, какими взрослыми я их хочу видеть. 

- Я хочу их видеть свободными, умеющими делать выбор и за него отвечать. 

- Я хочу видеть их разбирающимися в простых бытовых вещах и в то же время умеющими видеть детали, суть, анализировать, размышлять и никогда не уставать задавать вопросы себе и миру.

Мне кажется, что реджио-среда является для этого очень подходящей. С ее морем возможностей, разносторонними видами деятельности,  приглашением к работе, самовыражением и присвоением опыта через документирование.

- Я хочу их видеть самодостаточными, живущими с ощущением собственного достоинства, полными любви.

- Я хочу их видеть умеющими выстраивать отношения с другими людьми, видящими в конфликтах и полярных взглядах - поле для роста и развития.  А это возможно, когда в детстве тебя окружают заботливые ответственные взрослые, помогающие познавать себя и других. И я точно знаю, что наши педагоги , проходящие тренинги и семинары по теории привязанности и работе с детьми - такие взрослые. Такие взрослые еще и потому, что почти все сами имеют детей и хотят для них того же.

- Я хочу их видеть креативными, гармонично развитыми и с жаждой знаний. 

- Я хочу видеть их перепробовавшими себя в разных областях жизни, умеющими ловить кайф от движения собственного тела, брызг красок, звука голоса. 

А этому можно научить только на собственном примере. И я знаю, "Гнездо" - это принимающее пространство в первую очередь для взрослых, где можно многому научиться, показать себя, просто радоваться и проводить время.

Есть еще какие-то менее глобальные вещи, но не менее значимые для меня в Реджио-саду: мягкая адаптация, возможность быть с родителем или рядом с ним столько, сколько требуется ребенку; время для отдыха и возможность ребенку побыть с собой и своими мыслями; абонементы полного и неполного дня и  свободного посещения; выезды и знакомство с Петербургом; горячие обеды и удобство расположения центра.

На самом деле многому из этого можно научиться в семье. Не обязательно куда-то ходить. :) В нашей семье много креативности, постоянно все задают вопросы и ищут ответы, есть любовь и поддержка.

Соня в Реджио-саду

Я очень рада, что дочь идет в Реджио-группы в "Гнезде" скорее даже не потому, что ее могут чему-то научить и предоставить возможности. А потому, что там отличное место для того, чтобы ошибаться. Снова пробовать, опять ошибаться, оставаться открытой и не терять надежду. 

Недавно я прочла книгу Брене Браун - исследователя стыда и уязвимости -  "Великие дерзания". Вот что она пишет: "Воспитание детей, у которых есть надежда и мужество, чтобы быть уязвимым, означает необходимость для родителя отступить и дать им возможность пережить свой опыт разочарования, иметь дело с конфликтами, узнать как заявить о себе и даже потерпеть неудачу. Если мы всегда следуем за ними на "арену", затыкая критиков и обеспечивая им победы, то они никогда не узнают, что сами способны на "великие дерзания". Я хочу отступить в сторону, чтобы мои дети могли увидеть разные способы взаимодействия с разными взрослыми и детьми, могли испытывать чувство разочарования, могли ошибаться и учиться на своих собственных ошибках, а не моих страхах. Но всегда имели бы возможность получить поддержку важных для них взрослых.

Мария Писарева

Реджио-подход без секретов. Часть 1.

В основе подхода, как я уже писала ранее, лежит идея о множестве способов самовыражения ребенка, которые зачастую остаются незамеченными  и недооценёнными взрослыми, ярче всего она выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». Чтобы способности детей могли раскрываться, необходимо обеспечить им определенные условия:

  • поощрять желание задавать вопросы и замечать мир вокруг;
  • предоставлять время и возможность вдуматься в окружающее.

Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы осознать происходящее.

При этом следует учитывать, что у ребенка индивидуальное восприятие, у него есть его собственные интерпретации и трактовки. Ребенок учится у самого себя, у взрослых и у других детей косвенно, не прямо, как это обычно считается. В свою деятельность и действительность он включает свои впечатления и суждения. В процессе общения друг с другом дети также учатся задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. В Реджио-подходе очень ценится следующий принцип: совершенно необязательно дети выучат именно то, что им преподают, многое они возьмут из своей собственной деятельности, активности и ресурсов, предоставленных взрослыми. 

Для развития восприятия, вдумчивости и внимательности детям предоставляются возможности изучения окружающего мира и явлений. Дождь и ветер, свет и тень, вода и земля, рост и развитие растений и животных изучаются так же подробно и пристально, как произведения человеческих рук (одежда, мебель, статуи, картины), сказки и общественные отношения, например, работа транспорта, магазина, банка и т.д. Дети получают возможность взглянуть на одно и то же явление в разное время дня, недели и года, чтобы увидеть особенности при разном освещении и в разных погодных условиях. Задокументировать разные явления  (сфотографировать, записать на видео или аудио) – это еще одна возможность более подробно изучить их.

Детям могут быть важны даже самые мелкие детали.

Каждое утро в Реджио-саду начинается с обсуждения вопросов, проектов и явлений,  волнующих детей. Темы для работ и проектов выявляются спонтанно из детских вопросов и интересов, из догадок и предположений, которые возникают в ходе разговоров и обсуждений. Формулирование своих мыслей о происходящем с помощью речи - неотъемлемая составляющая детского развития и важнейший элемент Реджио-подхода. Лорис Малагуцци считал, что детская креативность возникает из повседневного опыта и является естественной характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. Креативность – это, прежде всего, возможность свободного исследования за пределами познанного, умение предсказывать и принимать нестандартные решения. Стимуляция творчества идет посредством поддержания интеллектуальных, эмоциональных и связанных с воображением процессов, а также выстраивания межличностной коммуникации.

Свободное исследование - залог развития креативности.

В Реджио много внимания уделяется правам детей и взрослых. Особенности ребенка определяются не только наследственностью, но и окружающей средой. Дети развиваются постоянно, но не по прямой, не повторяют все вслед за другими. На их развитие оказывают влияние ближайшее окружение и весь мир в целом. При этом считается, что никогда не поздно меняться, что каждый ребенок может стать сам творцом своей жизни. С момента рождения начинается общение ребенка с окружающим миром: им движет любопытство. Ребенок никогда не задает глупых или несущественных вопросов, поэтому взрослому нужно со всей серьезностью и уважением относиться к ним. Наблюдая за детьми, слушая их активно и внимательно, взрослые могут выявлять из этого вопросы, мысли и интересы, которые будут служить дальнейшему развитию. Малагуцци писал: «Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь».

Каждый ребенок заслуживает, чтобы в него верили и доверяли ему. «Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал» - говорил Лорис Малагуцци. Нужно так разговаривать с детьми, что бы вызвать у них интерес к деятельности и вызвать вопросы. Количество времени, необходимое ребенку на одну и ту же тему, определяется его интересом. Малагуцци полагал, что «взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться». Он позволяет детям найти самостоятельно ответы и решения, создает условия для работы, но не оказывает влияния на качество результата непосредственно.

Возможность самостоятельно найти решения и ответы повышает уверенность и увлеченность ребенка.

Ребенок развивается в процессе коммуникации, он постоянно включен в множество различных связей и взаимоотношений. В Реджио-саду фокус направлен на общественные отношения, а не на отдельную личность. Культивируются отношения с семьей, с работниками сада, с другими детьми, а также взаимоотношения между всеми вышеперечисленными участниками. В Реджио-садах организуются специальные мероприятия, направленные на взаимодействие всех участников, а именно: ежедневные контакты со взрослыми, документирование повседневной деятельности, беседы с родителями и мероприятия с участием всей семьи. На этом комплексе взаимосвязей, которые складываются в целую систему, основано планирование работы с детьми. Общение педагогов с детьми, детей между собой определяет возможности самообучения. Взаимодействие педагогов между собой и с родителями помогает выявлять актуальные темы и вопросы, расширять возможные направления деятельности. Распорядок дня, состав и свойства материалов, особенности пространства определяют возможности развития той или иной темы. Все элементы системы способствуют рождению проектов - продолжительных исследований с углублением в конкретную тему.

Анна Вендик

Размышления о свободной игре

Одна из ценностей в Семейном пространстве «Гнездо» – это свободная игра детей.

свободная_игра

Сейчас значение детской игры для развития признано уже всеми психологами и педагогами, но зачастую взрослые не видят разницы между организованной игрой, игровым обучением и свободной игрой. Давайте же вместе посмотрим, чем свободная игра важна и уникальна.

Свободная игра – это игра, идущая от ребенка. Только изнутри наружу и никак иначе. И только спонтанно. Такая игра – это чистое творчество. Ребенок сам принимает решение начать игру, сам рождает замысел, сам выбирает материалы для игры, сам развивает игру и сам заканчивает. Он ведет игру от начала до конца сам. Это невероятно развивающий, терапевтичный вид игры, в котором ребенок проживает новые знания, впечатления, актуальные состояния, выплескивает эмоции. Свободную игру считают вершиной развития, это особое игровое состояние ума, важное и детям, и взрослым. Любая игра, организованная не самим ребенком, не является свободной.

Свободная игра – это, как правило, игра в одиночестве. Коллективные игры могут способствовать выражению эмоций, налаживанию взаимодействия, умению играть по правилам и другим полезным вещам, но свободной игры в коллективе быть не может, разве что для одного ребенка-ведущего, который вовлечет в свою игру остальных детей. Поэтому детям нужны не только игры с другими детьми, но и игры в уединении, которые даже более важны для развития, чем первые.

Свободная игра никогда не нацелена на результат. Это процесс, состояние, присутствие в моменте. У нее нет цели в традиционном понимании, она меняется и трансформируется в зависимости от сиюминутных порывов ребенка. В свободной игре ребенок влиятелен и сведущ, он ответственен и силен. В свободной игре он находит и проявляет самого себя.

Свободная игра – всегда понарошку. Реальность в игре отступает, ее место занимает мир фантазии и вымысла, в котором возможно все. И особенно развитие. Есть исследования, описывающие, как дети в игровом состоянии ума справлялись с задачами, которые они не могли решить путем логических рассуждений. Образный и объемный мир игры дает ребенку столько, сколько не может дать обучение.

Свободная игра помогает раскрытию потенциала ребенка. Это поток энергии, направленный на исследование мира и самого себя, способствующий взрослению. Именно поэтому мы поощряем и оберегаем свободную игру детей, к чему призываем и вас!

Ольга Васильева

Велосипед, 100 языков и права детей

Основателем Реджио-подхода считается Лорис Малагуцци – педагог и психолог, консультант итальянского правительства в вопросах образования, новатор и просто человек, который очень любил детей.  Его часто называют «педагогом-провокатором» за его неординарное видение ребенка как сильного и компетентного человека с рождения, способного самостоятельно контролировать свое обучение.

Дети сильны, богаты и способны. Все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения, они соотносятся со всем, что наблюдают вокруг себя.
— Лорис Малагуцци

Лорис Малагуцци родился в Италии в 1920 году. Он вырос в фашистской Италии, был свидетелем ужасной войны. Еще во время войны он окончил курсы учителей, а потом поступил в Риме на первые послевоенные курсы психологов.

Как-то, совершая велосипедную прогулку, в  окрестностях городка Реджио-Эмилия, Лорис увидел удивительную картину, которая его сильно впечатлила и заставила остановиться. Жители маленькой деревушки всем народом от мала до велика собирали песок, камни, палки и лесоматериалы для строительства новой школы. Малагуцци решил остаться и помогать.

 Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

После войны жители собрали военные трофеи – немецкий танк, девять лошадей и два военных грузовика, и решали, куда вложить вырученные от их продажи средства. Поскольку женщин было большинство, было решено строить школу для детей. По этому поводу Малагуцци писал: «Это была первая победа женщин после войны, так как это было их решение. Мужчины использовали бы деньги по-другому». Эта первая школа существует и по сей день в 20 минутах от города Реджио Эмилия. Впоследствии локальное сообщество, его менталитет, история и специфика всегда будут важными элементами, оказывающими влияние на реализацию Реджио-подхода в том или ином месте.

В 1950-х годах Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио Эмилия, где  работал более 20 лет. В начале 60-х годов в сотрудничестве с городской администрацией он открывает первый муниципальный дошкольный центр.  В итоге под управлением Малагуцци была создана целая сеть центров и услуг: муниципальные сады, детские центры, школы воспитателей. Малагуцци постоянно развивался и продолжал свою работу в области продвижения философии раннего образования и концепции «100 языков ребенка», он был консультантом Министерства Образования Италии, редактором двух образовательных журналов Zerosei и Bambini, основателем Национальной Группы Раннего Детства в Реджио Эмилия.

Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь.
— Писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений.
 Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Также Лорис Малагации стал автором манифеста о правах детей, учителей и родителей, который есть и соблюдается в каждом Реджио центре и школе. «У детей есть право считаться субъектами индивидуальных, гражданских и социальных прав; источниками и авторами своего собственного опыта. Таким образом, они становятся активными участниками в создании своей личности, возможностей и автономии через взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, идеями, предметами и с реальными или вымышленными событиями окружающего мира». Более подробно об этом манифесте я напишу в ближайших постах.

Анна Вендик

Принять себя, чтобы принимать детей

Всю жизнь в семье с раннего детства от меня ожидалось хорошее поведение дома, в саду, в школе и т.д. В итоге я росла жутким перфекционистом, вечно недовольная собой, всегда стремящаяся быть во всем на высоте и брать за все ответственность. Когда я забеременела и ждала дочку, я настраивала себя, что стану очень хорошей мамой, что у меня будет все не так, как у других, что мне удастся во всем с ребенком договариваться, никогда не ссориться и прочие подобные иллюзии, которые очень быстро разбились о жестокую правду. Я кричу, раздражаюсь, устаю, мне иногда хочется убежать и спрятаться, я понимаю, что я ужасная мать и так далее. С рождением второго ребенка все стало только сложнее: чрезмерная усталость, физическая и эмоциональная изможденность, выгорание. Временами мне удавалось с этим справляться хорошо, временами совсем плохо. Более того, для меня остро стоял вопрос установления границ с детьми: что я могу запрещать, не является ли это давлением, не ущемляю ли я их права. В итоге из-за собственной неуверенности с границами у моих детей по началу было совсем плохо, особенно у старшей дочки.

 Идеалистические планы и настроения во время первой беременности

Идеалистические планы и настроения во время первой беременности

В какой-то момент пришло осознание, что я сама себя изматываю. Как-то неожиданно и достаточно постепенно я открыла для себя такое понятие как "я имею право...": быть слабой, уставшей, высказывать свое недовольство и эмоции, раздражаться и не корить себя за это, сесть и ничего не делать, быть веселой и импульсивной, быть взбалмошной - в общем, быть живым человеком. Следующим важным открытием стала необходимость хвалить себя самой, а не ждать одобрение со стороны. Сначала было очень сложно и казалось неестественным и фальшивым сказать себе "Ты молодец". Теперь по вечерам перед сном я вспоминаю, что было за день, и всегда нахожу что-то, за что можно себя похвалить и сказать спасибо. Этот ритуал позволяет обрести уверенность в себе и повышает настроение. А самое главное, мне стало значительно проще отмечать в своих детях положительное, их достижения и мириться с капризами, истериками и хулиганством. 

 Все в нашей жизни было перевернуто: дети диктовали свои условия, я жила на износ, совсем забыв о себе.

Все в нашей жизни было перевернуто: дети диктовали свои условия, я жила на износ, совсем забыв о себе.

Так постепенно я научилась принимать себя, радоваться маленьким достижениям и успехам, не расстраиваться и не съедать себя из-за неудач и ошибок, и их стало значительно меньше. Я обрела землю под ногами, свой стержень и разрешила себе быть "достаточно хорошей мамой". В дополнение к повысившейся самооценке детей они стали более послушными и спокойными, уверенными в себе и открытыми. Более того, границы стало значительно проще устанавливать и поддерживать. 

Так часто мы сами себя накручиваем и изнашиваем, хотя на самом деле нужно научиться принимать и любить себя, позволить быть себе женщиной и немного отпустить натянутые вожжи своей жизни. Тогда окажется, что жизнь прекрасна и удивительна, что наполнять себя и делиться этим с другими значительно проще, что счастливых моментов может быть значительно больше. Какие слова вы говорите себе, чтобы поддержать саму себя, пожалуйста, поделитесь в комментариях.

       Сейчас мы все стали значительно счастливее!

      Сейчас мы все стали значительно счастливее!

Время для детей, время с детьми

У меня двое детей - 5-летняя дочь и младенчик. И проблема качественного времяпровождения с ними - это моё всё!))) Наверное, потому, что я работаю из дома и много времени провожу онлайн. Или потому, что не очень люблю играть в игры, которые дочь обожает и постоянно режиссирует. Но, тем не менее, я выработала свою стратегию, которая меня выручает.

Соня с Петей

Со старшей я иногда соглашаюсь играть в хоббитов, девочек-циркачек и продавщиц. Но редко, ибо не люблю.) Чаще мы находим для совместной деятельности то, что увлекает нас обеих. Мы любим рисовать и делать всякие штуки руками, любим читать стихи и печь шарлотку.) В эти моменты мы поглощены общением и делом. Как раз в такие моменты рассказываются всякие истории, которые увлекают дочь, о том, как мама была маленькой. А Соня фантазирует о шарлотках из карамелек или книгах размером с дом. Бывают дни, когда мне ничего этого не хочется, тогда мы выходим гулять или едем в гости, по делам или в магазин. И на улице или в транспорте, когда сын спит в слинге, я полностью сфокусирована на дочке. Мы до сих пор играем в метро в пальчиковые игры и корчим рожицы друг другу, как это было еще в ее младенчестве. И доченька любит наши поездки и прогулки.

врремясдетьми.jpg

Рисуем с дочерью фигурки для домашнего театрального представления "Груффало"

Как и у всех, у меня бывают поганые дни, когда я делаю только то, что способствует поддержанию жизнедеятельности. И даже в такие дни меня спасает наш вечерний ритуал рассказа о прошедшем дне. Мы с Соней говорим о том, что для нас было важным и интересным сегодня, и чего не хватило. И это наши 5 минут контакта и близости. Не обходится и без слез тщетности, что ”мама сегодня со мной не поиграла, не погуляла, не почитала”. Но что поделать. Се ля ви.


После рождения младшего у меня был шок, что я не помню его вообще за прошедший день, потому что уделяла внимание старшей. И я очень боялась, что его младенчество пройдет вот так вот в фоновом режиме. Я нашла время и способы уделять качественное время и ему (нам). Я каждый день делаю ему массаж, который нравится нам обоим, купаюсь с ним вместе и танцую. У нас еще есть качественное время мамы с двумя детьми, папы с детьми или всей семьей. И обычно это валяние, обнимание, бузение в кровати.

Я с Петей

На самом деле я хотела написать совсем не это. Я хотела рассказать, как мне важно не качественное время с детьми, а количественное. То время, когда мы просто живем рядом и не поглощены друг другом. Я очень рада, что у меня есть возможность смотреть, как дети растут, как дочь может быть увлечена свободной игрой несколько часов подряд. И самое смешное, что мне дороги моменты моих криков злости, бурной радости, нытья от усталости, моего ничегонеслышанья из-за работы. Мне нравится, что дети видят, что мама разная и  испытывает разные чувства. Мне нравится, когда дочь одним своим взглядом вытаскивает из глубин моей памяти самые тяжелые детские воспоминания, своими истериками заставляет говорить словами моей мамы. :) Мне нравится так жить и становится взрослее. И больше всего мне нравится учить детей понимать, принимать, любить себя и друг друга через мое принятие и любовь.

И, конечно, этого всего бы не было, если бы  у меня и у мужа не было нашего совместного времени и времени только для себя. :)

 

Мария Писарева