Отзыв Марины, мамы Мирославы, которая посещает Реджио-группу в Гнезде на Туристской

Реджио-среда отзыв

Марина Янссон, мама Мирославы

К поиску сада для ребёнка я подошла излишне ответственно: побывала в 11-ти выбранных в нашем районе. Гнездо - самый дальний, но ради такого отношения к ребёнку я готова ездить и более 30 минут. Это уникальное, современное место, где ребёнка окружат заботой и дадут почву для роста его интересов.

Абсолютно все педагоги здесь человечны, учитывают настроение, желания и помогают проживать чувства ребёнка (знакомы с теорией привязанности). Много внимания уделяется физической активности и здоровью (прогулки в любую погоду, дробное питание, офп, закаливание). Мне очень нравится внутренняя атмосфера пространства, я увидела интересные изменения в развитии ребёнка уже через неделю посещения Гнезда, она стала по-другому общаться, по-другому играть. Наша семья очень мало проводит времени дома и с момента, как дочь стала ходить в Гнездо, у неё появилась напитанность творческой средой и это качественно отразилось на наших отношениях.

Реджио-группа

Что такое Реджио-подход?

Реджио-подход в 7 картинках

Автор инфографики - Мария Писарева

Чему учатся дети в Реджио-саду

В нашем Реджио-саду мы видим своей основной задачей научить детей самостоятельно исследовать и учиться, выражать и аргументировать свою позицию, общаться друг с другом и со взрослыми, иметь свое мнение, находить себе увлечения и занятия, быть самостоятельными, ответственными и полноценными личностями.

Прежде всего, мы ориентированы на процесс: на то, что происходит здесь и сейчас, что позволяет в итоге и нам, и детям достигать отличных результатов. Дети приобретают навыки и инструменты, которыми они смогут пользоваться всю жизнь, такие как научное и творческое мышление, умение аргументированно спорить, планировать деятельность, самооценка, критичное отношение к действительности, развитая фантазия и многое другое. 

Развитие и обучение строится на игровом подходе, спонтанном расписании и проектной деятельности. Наблюдая за детьми, мы отмечаем их интересы и совместно развиваем актуальную тему, в рамках которой изучаются все возможные направления: творчество, математика, язык, письмо, чтение, науки, логика и так далее. Когда ребенок заинтересован в том, чем он занимается, любой материал усваивается легче и глубже и запоминается надолго.

Анна Вендик

Отзыв Леси Мельник о Реджио-группе для детей 3-5 лет на Туристской

"Моя дочь ходила в детский сад на Туристской 5 месяцев. По личным причинам мы ушли из сада и я решила написать отзыв. Я думаю, что это был счастливейший период для моего ребенка. Она пошла в группу полного дня практически без каких-либо трудностей, ей было 2,8, т.к. домашняя обстановка и доброе отношение воспитателей помогли ей почувствовать там себя своей сразу же. К тому же, множество материалов в саду - это то, что надо ребенку с богатой фантазией  В саду она играла, играла, играла!

Я знала о Реоджио-подходе по статьям и следила за жизнью этих садов в интернете и считала, что это лучшее, что можно придумать для детей. Но часто в реальности все не так радужно. В Гнезде все оказалось еще лучше. Самое главное, что отношения между людьми поставлены там на первое место. И, конечно, возможность играть, творить и фантазировать - это мне кажется тоже важным для раскрытия талантов в ребенке. Воспитатели с большим уважением относятся к детям, что дает возможность им переживать все свои чувства, лучше адаптироваться, развивает умение принимать решения, самостоятельность. Няня, которая знает мою дочь давно, заметила, что после того, как она пошла в сад, появились такие приятные моменты, как уступать другим на площадке, договариваться. Именно в коллективе это стало для неё важным, до этого эти понятия были только словами.
Мне всегда казалось преувеличенным значение социализации. Но моей дочери очень нужен коллектив, это было видно с самого раннего возраста. И я теперь думаю, что социализация должна быть именно такой, как в Гнезде - со здоровыми реакциями со стороны взрослых, с уважением к чувствам и к личности. Здесь действительно интерес ребенка приоритетен и это очень ценно - относиться к маленькому человеку, как к цельной личности, которая раскрывается в мире, привнося в него что-то уникальное, а не как к сосуду, который должен заполняться. 

Ежедневно мы получали от воспитателей отчеты с фотографиями и записями. Появлялось ощущение соучастия, я всегда очень ждала эти записи и читала с интересом не только про свою дочь, но и про других детей, про жизнь в саду, про то, как дети каждый день удивляли своими высказываниями, творчеством, решениями. Иногда до слез трогали заметки, из которых мы узнавали, как дети заботятся друг о друге, как они раскрываются. 

В саду появилась замечательная традиция - готовить вместе торт имениннику. Каждый день рождения становился праздником для всех, т.к. в подготовке участвовали все. Это тоже было очень необычно, не формально. Это самое настоящее творчество, которое не оторвано от реальности. 
Моя дочь почти всегда утром хотела идти в сад. И почти всегда не хотела уходит. 

Ну и приятные мелочи - за 5 месяцев мой ребенок научился одеваться на прогулку сам (флисовая поддевка, комбинезон, спожки на молнии!), отказалась от памперсов и сразу стала пользоваться унитазом, резать ножницами, начала говорить предложениями и считать по английски - все это было в период, когда она ходила в сад. Страшно подумать какой крутой она стала бы, если бы ходила дальше!"

Спасибо большое Ане и Оле за такое необыкновенное пространство, где даже находиться - удовольствие. Спасибо всем инструкторам, педагогам, которые заботились о моем ребенке и давали ей оставаться собой! 

Проектная деятельность в Реджио-саду: фото-проект и поход в фотостудию MyStory

В нашем пространстве делается много фотографий в процессе дня: это и отчет для родителей, и способ фиксации для планирования и будущей деятельности, и способ привлечь внимание к деятельности детей и к результатам этой деятельности. В Реджио-подходе документирование является одним из ключевых инструментов педагогов и детей для развития своих проектов и анализа достигнутых результатов. Это возможность увидеть "следы познавательного процесса", как говорит Карла Ринальди, руководитель международного центра Лориса Малагуцци в Реджио Эмилия.

Естественно, что дети интересуются и самим процессом фотографирования: как получаются фотографии, как сделать красивые и удачные кадры. Так возник проект "Фотодело", в рамках которого было решено пойти в настоящую фотостудию и посмотреть и изучить, как там все устроено и организовано.

Рядом с семейным пространством "Гнездо", в соседнем подъезде, оказалась замечательная фотостудия "MyStory", куда дети утренней смены Реджио-сада отправились в сопровождении двух инструкторов и одного родителя в четверг, 23 марта. 

Впечатления от студии приятные - теплая атмосфера и свежесть. Прекрасное место для семейных фотосессий, лавстори, беременных, предметных съемок.
Дети сразу рассыпались по пространству студии в поисках интересных мест и каждый такое нашел. Камин, подушки, кресла, пуфики и лестницы - всё пошло в ход. Пространство оказалось к тому же и безопасным - никто из посетителей не пострадал, а они старались!))
Думаю, для детей это было интересным опытом, побывать в таком месте. Я как мама очень довольна, тем более что обзавелись парочкой хороших портретов!))
— Ольга Елисеева
Из всех детей раньше в студии были Софа, София и Миша (они нам рассказали и, конечно, именно они были с первых минут самыми активными).
Остальные осматривались, изучали интерьер, спрашивали, почему здесь разные зоны, зачем там библиотека и разные кресла.
Потом девочки нашли цветочки! И тут понеслось, ведь куда девочки без цветочков! Миша и Андрей так же выбрали себе по тюльпанчику. :)
Маше очень понравился камин, а Мирослава ходила собирала огромные букеты из цветов.
Нелли с Кириллом сначала чувствовали себя непривычно, но уже совсем скоро начали просить их сфотографировать.
И Липа так же чуть-чуть вошла во вкус и у нее получилась замечательная карточка с Софой.
Сережа с Гришей в это время проверяли на прочность студию. :) Уж очень им понравился пуф-мешок, набитый мелкими шариками!
— Кристина Волобуева

Получилась познавательная и продуктивная экскурсия. Результатом стали не только чудесные фотографии, но и некоторые открытия.

Липа и Софа удивились, узнав, что есть зеркальные фотоаппараты, и стали расспрашивать про зеркало и зачем оно нужно. Потом дошли до аналогии с человеческим глазом и хрусталиком. Софа очень удивилась, что мы видим всё перевернутым: “Мы что, все ходим по потолку?” - сказала она...
— Ольга Елисеева
Глаза все видят вверх ногами, на самом деле мы ходим по потолку. Фотоаппараты все переворачивают. Есть зеркальные и беззеркальные.
— София Малышкина, 5 лет

Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

Детский сад в Дании

Будучи аспиранткой, Ребекка проходила практику в «лесной школе» в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагалось на краю леса; с другой стороны оно граничило с маленькой морской бухтой.

Как-то зимой, когда тусклое северное солнце едва выглядывало из-за верхушек деревьев, воспитатели с группой отправились к морю. «По дороге дети мечтали о том, чтобы искупаться, и учителя только улыбались в ответ», — рассказывает Ребекка. Никто не пытался переубедить малышей, никто не запрещал им подходить к воде и не говорил, как опасен тонкий лед.

Ребята собирали камни и ракушки; когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим.

«Мы разбили лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали, а я стояла с полотенцем наготове, — улыбается Ребекка. — Никто из них не полез дальше в море, и они точно запомнили, что купаться зимой — не лучшая идея. После дети говорили, что чувствовали себя суровыми викингами, а меня, признаюсь, впечатлила их смелость».

В «лесной школе» воспитанники часами играли на открытом воздухе в любую погоду. На природе они чувствовали себя как рыбы в воде и не боялись исследовать окружающий мир. «Дети были крепкими и здоровыми. А еще обходились без игрушек и сами придумывали, чем заняться, используя то, что дает природа, — с восторгом рассказывала Ребекка. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда (это высказывание я не раз слышала от скандинавов)».

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Из книги "Родители без границ", Кристина Гросс-Ло

Источник

Книжный обзор от Кристины: архив Мурзилки

Привет!

Меня зовут Кристина, я инструктор групп Реджио-сада в Гнезде на Гжатской, и я очень люблю книги. А детские так особенно. А если еще и с красивыми и интересными иллюстрациями - вообще восторг!

Я буду периодически составлять обзоры различных изданий, как детских, так и не очень. 
Не гарантирую, что это будут только новинки. Очень часто я нахожу отличные издания в "Старой книге".

У меня дома большая библиотека для детей, которую начала собирать моя мама для меня. Я продолжила. Я веду свой список книг, которые я хочу приобрести, и всегда, когда натыкаюсь на интересные картинки, издания и отзывы, делаю пометки в своем списке. Раз в месяц балую себя пополнением библиотеки.

Архив Мурзилки. Обзор Реджио-педагога

Первый свой пост я решила посвятить одному потрясающему изданию - "Архив Мурзилки". В 2014 году журналу исполнилось 90 лет (журнал издавался без перерыва!), и было решено выпустить эти замечательные книги.

Мурзилка. Обзор Реджио-педагога

Почему я решила начать с них? Просто недавно первый том мне подарили :) Хотя я на них облизываюсь уже не первый год.

В коллекции 5 книг. Архив с 1924 года по 2014.

Зачем эти книги? 
Для эстетического развития, для развития вкуса, стиля, красоты.
Для понимая того, как было раньше, как это "по-другому" и "а как можно еще".
Для понимания своей страны, истории своей страны.
Для рассказа детям про детей.

Малышам - отличные картинки, стихотворения и много-много сказок и рассказов.

Для детей постарше - история в широком смысле, история страны, история увлечений детей, занятий детей, профессий и много другого.

У меня первый том, и в нём как раз затронуты военные годы. В журнале все ужасы того времени преподнесены для детей с нежностью, заботой и достоинством. 

В книгах множество историй про то, как строились наши города, метро, машины, поезда, здания, заводы, открытия, исследования. В лучшем духе СССР. И для детей, и для взрослых.

Волобуева Кристина

О доверии

«Мой ребенок мне не доверяет, он со мной не говорит о том, что его волнует, я случайно узнаю шокирующие подробности его жизни» - мы, родители подростков и даже детей помладше, часто говорим о проблеме недоверия к нам наших собственных детей.

А мы доверяем им? «Как я могу отпустить ситуацию с планшетом, он же не вылезет из него! Я должна проверить, на самом ли деле он сделал домашнее задание или просто сочиняет! Я должна подстраховать его на горке... принудить доходить секцию до конца года... научить буквам пораньше... отвлечь от слез... организовать развивающие занятия... подстелить соломки, проконтролировать, наставить на путь истинный...» Ах-ах, родитель не дремлет... или испуганный ребенок внутри нас, который не доверяет себе, никому и ничему, самой жизни?

Доверие – что за штука такая, которую мы хотим и не впускаем одновременно? В словаре можно прочитать, что это уверенность в том, что другой нас не обманет. Что? Кажется, речь снова про ожидания! Кто-то сам, или мы за него, пообещал нам не разочаровывать нас и теперь мы ждем, что так и будет. Но внутри, глубоко, мы прекрасно знаем, что люди не могут соответствовать нашим ожиданиям всегда и везде, а, значит, мы обречены не доверять, если выбрали такое понимание доверия.

Но что, если вслушаться в звучание слова – «до-верие», то, что до веры и проверок, до ожиданий, до знания и до понимания. Мы все рождаемся стать собой в конце концов. У каждого свой путь и мы можем идти по нему, доверяя внутренней природе. Дети, в общем-то, так и делают, они не боятся пробовать, ошибаться и пробовать снова, проявлять любопытство и исследовать, они доверяют миру в самом базовом смысле. Может быть, и мы, родители, так можем? Конечно, нам потребуется что-то отпустить, много говорить с самим собой про свои страхи и истинные чувства, но зато мы наконец доверимся и доверятся нам.

Ольга Васильева

Команды Гнезда и Гнезда Два прошла двухдневный интенсив в подготовке к новому году

3 и 4 сентября команда двух пространств прошла интенсивный тренинг, чтобы эффективнее и гармоничнее работать с новом учебном году. Первый день был посвящен вдохновению и умению взаимодействовать друг с другом и с детьми. Вдохновленные Реджио-подходом, мы разбирали, что же значат для каждого основные постулаты подхода. Так, один из основных постулатов Реджио-подхода, что каждый ребенок заслуживает уважения. Для нас было важно понять, что для каждого из нас означает уважение, и как это может быть реализовано при общении и взаимодействии с детьми.

Для всех было полезно оказаться в роли ребенка и почувствовать, какое влияние оказывают присутствующие рядом взрослые. Мы на себе прочувствовали разные модели поведения и проработали несколько сценариев взаимодействия с детьми. 

Второй день был посвящен теории привязанности. Обсуждая модель теории привязанности, мы учились адаптации и взрослению, осознанию своих сильных и слабых сторон. Последняя часть тренинга была посвящена сенсорной интеграции и телесному взаимодействию. Умение чувствовать и слушать свое тело дает много ресурса как взрослым, так и детям.

Я уверена, что для эффективного взаимодействия с детьми и профессионального роста важно не только постоянное обучение, но проживание ситуаций через личный опыт.

Впечатления от тренинга:

"В первый день было много практики, во второй, благодаря системной теории знания и опыт собрались в целое. Особенно понравились тренинг ролевой в первый день и много практических примеров. В какой-то момент от потока информации вопросов стало еще больше, чем было, что хорошо." - Наталья Корнилова, Реджио-инструктор, Гнездо на Гжатской.

"Наша работа "в поле", анализ и главный вывод - "или ребёнок или наблюдатель наблюдателя" сняли с меня массу напряжения. О, я могу просто ЖИТЬ с детьми, не придумывая им "инструкций и обучалок", и могу просто наблюдать за ними (вот тут открывается поистине космос, это таааак интересно). 
Благодаря семинару Оли (по теории привязанности) "научно" осознала, почему мне всегда было так больно слышать на улице фразы типа "все, оставайся один на площадке, я пошла" или вчерашнее свеженькое: "если, когда придём домой, у тебя будет нормальное лицо, ты будешь улыбаться и в хорошем настроении, то у меня для тебя найдётся подарок".
 - Оксана Ходырева, Реджио-инструктор, Гнездо на Туристской

Анна Вендик

Подготовка к открытию Гнезда Два

#гнездодва #гнездонатуристской

В Гнезде на Туристской полным ходом идет сборка мебели. Вчера я с работниками определяла, что и куда точно повесить, чтобы это было и красиво, и эстетично. Это так волнующе наблюдать, как проект становится реальностью, как оживают мечты. 
Совсем скоро Гнездо Два откроет свои двери, комнаты наполнятся детскими голосами и смехом, игрушками и творческими работами, и оно оживет окончательно. Мы очень ждем детишек и их родителей в Гнезде!

Анна Вендик

Отзыв о Реджио-саде от Ольги Шевниной

Ольга, спасибо за отзыв и качественную обратную связь! С удовольствием публикуем Ваш отзыв.

Я бы рекомендовала Гнездо друзьям, потому что...

...Потому что мой ребёнок ходит в Гнездо без отказов и болезней почти год. Потому что в Гнезде в ребёнке видят личность,  сопровождают в развитии, без того чтоб перегружать знаниями и заставлять. Потому что есть чудесные занятия и много творчества. Атмосфера принятия и свободы, много интересных затей. Доступно по цене.

Я бы не рекомендовала Гнездо друзьям, потому что...

...Я бы не рекомендовала Гнездо старшим детям, (6-7 лет) так как не вижу простроенной программы для них, не вижу педагогов готовых работать со старшими детьми, чтоб поддерживать их в раскрытии...

Было бы здорово, если бы еще в Гнезде было...

...Было бы здорово если бы в Гнезде сами готовили обед, более эргономичная среда для самостоятельности, свежий воздух (проветривание), прогулки в первой половине дня,  ритм года: семейные праздники-встречи раз в сезон. 

Больше всего в Гнезде я ценю...

...Больше всего в Гнезде я ценю то что атмосфера и педагоги очень подходят моему ребёнку :)
С любовью и благодарностью ко всей команде.

Отзыв о Реджио-саде от Алены Дорохиной

Алена, спасибо за обратную связь и теплые слова! С удовольствием публикуем Ваш отзыв.

Я бы рекомендовала Гнездо друзьям, потому что...

...ребёнок будет ходить сюда с удовольствием, научится дружить, играть и мыслить системно. У нас в своём роде уникальный опыт - я сменила пять частных садиков) Не все из них были плохие, некоторые очень даже отличные. А Гнездо стал первым садом, в который ребёнок просится сам. Отчасти это из-за возраста, но заслуга педагогов в этом точно есть

Я бы не рекомендовала Гнездо друзьям, потому что...

...придётся пересматривать свои воспитательные методы. Ребёнок будет точно знать, что он хочет и не побоится настаивать на своём. Манипуляции, подкуп и шантаж не сработают, вы будете договариваться с ребёнком как с равным. Это потребует работы над собой, результаты которой вам понравятся

Было бы здорово, если бы еще в Гнезде было...

...сложно сказать) хорошо иметь свой собственный дворик для прогулок и наблюдений за природой. Но в наших реалиях это мало выполнимо

Больше всего в Гнезде я ценю...

...отзывчивость и неформальность. Когда просьбы и замечания детей и родителей учитываются. Когда можно обсудить важные вопросы с педагогами, узнать чем занимаются дети в течение дня.

Отзыв о Реджио-саде, Анна Шмакова

Анна Шмакова, мама Нади Шмаковой. Ходят в Реджио-сад

Я бы рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"Здесь по-домашнему тепло, психологично и творчески, здесь атмосфера принятия и доверия, свободы и безопасности, здесь отзывчивые, внимательные и компетентные педагоги, воспитатели, администраторы".

Я бы не рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"Не хочу, чтобы в группе было много народу :)))"

Было бы здорово, если бы в «Гнезде» и на занятиях было бы еще и

"Например, было бы место, где ребенок, мог бы уединиться, побыть один, отдохнуть от коллектива".

Больше всего я ценю в Гнезде:

"Отношения к детям, как к личностям."

Отзыв Татьяны Максимовой

Максимова Татьяна, мама Захара, ходят вместе с сыном на Группу "Под Крылышком", для детей 1-2 лет.

Я бы рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"Здесь очень уютно, особая атмосфера, в которой дети моментально осваиваются, как рыбы в воде. И есть еще это приятное ощущение, что ты вот сидишь, ничего не делаешь, а дети всесторонне развиваются : )"

Я бы не рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"слишком много народу придет, мест на всех не хватит. Шутка. Друзьям безусловно рекомендую, всем подряд не стала бы, возможно".

Больше всего я ценю в Гнезде:

"Гибкость".

Творчество: подсказки для Реджио-мамы. 27 материалов для творчества

Лорис Малагуцци, основатель Реджио-подхода, писал, что у ребенка должно быть 100 языков и способов завить о себе. Прежде всего, это проявляется в творчестве. Творчество дает детям возможность переосмыслить и выразить информацию, опыт, свои чувства и переживания, полученные в ходе обучения, общения, проживания дня. Любая тема, любой детский интерес может быть с одной стороны расширен с помощью творчества, с другой стороны результаты и достижения детей – зафиксированы.

Творческие занятия:

1. Рисование: акварелью, гуашью, восковыми мелками, сухой и масляной пастелью, маслом, акрилом, углем, карандашами, фломастерами и т.д. 
На чем рисовать: на всех видах бумаги и картона (они должны быть разной фактуры, разной толщины и плотности, разного цвета), это дает детям больше опыта и ощущений, понимания материала, с которым они работают; на зеркалах и стекле; на пленке и фольге; на природных материалах: камнях, раковинах, песке или песком, коре, дереве, листьях, цветах и т.д.; на улице: на асфальте, земле, снегу, льду, воде, под дождем, на солнце, вечером и утром (в разных погодных условиях и в разное время суток – разные впечатления, эмоции и процессы) ; на холсте; на ткани и т.д.
Чем рисовать: руками, разными кистями, в том числе самодельными из натуральных материалов, валиками, губками, штампами, овощами, фруктами, цветами, лентами, игрушками и т.д. Не ограничивайте себя рамками.
2. Лепка из теста (рецепт один их многих: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашки соли, 2 чайных ложки лимонной кислоты, 1 столовая ложка растительного масла, Пищевой краситель. Все в кастрюлю и на средний огонь. Мешаем-мешаем-мешаем - готово!), глины, снега, кинетического песка, плейдо, гипса, керамомассы, папье-маше и прочего.
3. Конструирование: из любых бросовых материалов, кубиков, натуральных материалов.
4. Драматизация: ролевые игры, инсценированные историй и сказок, придумывание историй и сказок, пальчиковый, теневой, песочный, кукольный, марионеточный и прочие виды театра.
5. Музыка: слушать, играть, изучать. Рисовать, лепить музыку или под музыку.
Вариантов на самом деле бесконечное множество. Часто дети сами придумывают и подсказывают удивительные вещи, до которых мы взрослые не можем сами дойти. Будьте более внимательны и чутки к своим детям. 

Реджио-творчество.jpg

Список творческих материалов, который должен быть у любой Реджио-мамы:
1. Акварель
2. Гуашь
3. Восковые мелки
4. Масляная или\и сухая пастель
5. Уголь
6. Масляные и акриловые краски
7. Карандаши простые и цветные
8. Ручки синие, черные, цветные
9. Фломастеры
10. Кисти, валики, штампы, губки
11. Клей ПВА и клей-карандаш. Для каких-то более серьезных поделок нужен пистолет с термо-клеем
12. Скотч: бумажный, прозрачный, цветной, двусторонний, вспененный
13. Проволока
14. Веревки, бечевка
15. Нитки
16. Блестки, пайетки, бусины
17. Листья, сухоцветы, цветы, шишки, каштаны, желуди
18. Веточки, палочки, деревянные спилы, кора, бруски
19. Мука (можно иметь разную муку: пшеничную, ржаную, кукурузную, рисовую, гречневую – разный сенсорный опыт), крахмал, соль
20. Бумага: от обычной белой, до тишью и крафтовой бумаги, от совсем малых размеров до ватманов и рулонной бумаги (гофрированная, фольгированная, бархатная, калька, с орнаментов и т.д.)
21. Картон: также как и с бумагой много разного
22. Крупы и фактурные макароны. 
23. Пищевые красители
24. Ленты, ткани
25. Световой стол: по желанию, но он дает детям очень много стимулов к изучению и развитию. Сейчас можно найти недорогие от 1500 рублей.
26. Зеркала: маленькие и большие разных форм. Можно найти и безопасные со специальной защитной пленкой.
27. Природные материалы: ракушки, камни, стекло (марблсы), витражи

Как хранить детские работы?

Любую работу подписываем: имя, дата и если есть описание от самого ребенка. С детьми от 2-х лет примерно можно уже обсуждать, нужно ли ему самому сохранить работу или ее можно выкинуть. Часто проблему решает фотография, тоже спасает и с конструкциями, лепками, сложными аппликациями. Если сфотографировано, значит не потеряно. Особо любимые работы вывешиваются на стены на всеобщее обозрение, остальное складывается в папку или контейнер. Периодически, раз в полгода или чаще, если ребенок просит, можно просматрировать работы вместе. Дети могут решить их доделать, переделать или выкинуть.

Выставка детских Реджио-проектов в Гнезде!

Проектная деятельность – важная составляющая Реджио-педагогики. Детский замысел превращается в деятельность, обрастает другими замыслами и занятиями, приводит к каким-то результатам. Все это документируется педагогами, т.е. собирается, бережно хранится, фотографируется, комментируется. И потом при желании – выставляется, как это сделали недавно мы в Гнезде!

На открытии выставки проектов в роли экскурсоводов были сами дети с бумажными указками в руках. Каких только детских идей, вопросов и исследований, воплощенных в проекты, здесь не было: «Строение человека», «Битое стекло», «Запахи», «Жанна Д’Арк», «Насекомые», «Как издают газеты», «Отрицательные числа», "Селедка и солодка", "Письма" и другие, а также множество творческих проектов на использование разных материалов в лепке, рисовании, аппликации и моделировании.

Проекты все еще выставляются в Гнезде! И хотя часть из них уже спровоцировала новые проекты и унесена детьми в новую жизнь, вы все еще можете успеть на нашу выставку! 

Ольга Васильева

Хотите понять и разобраться, что такое Реджио и почему у нас детям так нравится, приходите на День открытых дверей в Реджио-саду!

Друзья! Всех, кто к нам собирался, но так и не доехал, кто только недавно к нам присоединился, приглашаем в гости на день открытых дверей в Реджио-сад!

24 января, в 12:00

  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и создателями "Гнезда"
  • Свободная игра и взаимодействие со сверстниками
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы
  • Подарки всем пришедшим!

 

В этот день дети познакомятся с педагогами и друг другом, родители смогут задать все самые каверзные вопросы и получить на них ответы, все смогут познакомиться и освоить пространство в индивидуальном темпе.

Мы считаем, что лучше всего знакомиться в игре, когда, адаптируясь,  ребенок начинает спокойно себя чувствовать и заводит новые знакомства. В течение двух часов дети смогут свободно перемещаться по всем 4 помещениям "Гнезда", играть самостоятельно с материалами, играть в игры, организованные педагогами, играть совместно с другими детьми.

Родители на встрече смогут познакомиться с владельцами "Гнезда", концепцией Реджио-подхода, послушать о важности привязанности в детско-родительских отношениях, задать интересующие вопросы, а, самое главное, подробно рассказать о своих детях! Для того, чтобы сделать пребывание в Реджио-саду комфортным, нужно создать для ребенка принимающую безопасную среду, которая складывается также из постоянных  ритуалов, предпочтений, любимых занятий, блюд и игр. Об этом и будем разговаривать!

Реджио-подход без секретов. Часть 2.

Дети любят делать открытия

Во второй части материала о Реджио-подходе мне бы хотелось рассказать о том, какие задачи решает этот подход и к каким результатам приходят дети. Я, к сожалению, часто слышу от родителей, что ребенок ничему не научится, если он будет только играть, если ему предоставить свободу выбора и мышления. Есть устойчивое заблуждение, что человек учится и развивается только «из-под палки». Я и мои коллеги, а также целое мировое сообщество Реджио-педагогов, гуманистических, конструктивистских педагогов и других специалистов, опирающихся на современные исследования в области психологии, педагогики, социологии, уверены, что в каждом человеке заложен удивительный механизм саморегуляции и саморазвития, который движет и познанием, и развитием, и любознательностью. Наша задача позволить ему быть!

Если говорить о педагогических целях, то Реджио-подход решает следующие важные задачи:

  • развитие наблюдательности и любознательности;
  • развитие памяти ребенка;
  • умение хранить, обрабатывать и классифицировать информацию;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • умение описывать происходящее;
  • умение замечать в повседневной жизни удивительные достойные восхищения моменты.

Взрослые, также как и дети отдаются процессу

Этому способствует постоянное возвращение к старым проектам, чтобы можно было оценить, что дети запомнили, как изменилось с тех пор их мировосприятие и миропонимание, как они умеют словами описать то, что было. Еще одна важная задача – умение вступать в диалог с людьми, природой, миром вещей и предметов, используя свою фантазию. Один из ключевых инструментов, позволяющий детям рассказать о том, как они понимают мир, является рисунок. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Сравнение, поиск сходств и различий, сбор максимального количества информации необходимы для исследования. Реджио-подходу свойственно высокое качество детских картин и рисунков, это связано с тем, что отдельный фрагмент реальности исследуется все глубже и глубже. В Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания, которые требуют постоянного документирования, т.е. фиксирование на фото-, видео-, аудионосители процесса детского познания. Прожитое оставляет «следы». Возвращаясь к нему, дети по-новому осмысляют прошедшее. Познание - постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Свой взгляд, собственная точка зрения всегда субъективны и неполны. Чтобы скорректировать знания и сделать их более полными следует накапливать разные взгляды и обмениваться ими с другими, в процессе обсуждения и расширения полученной информации знания объективируются. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. При таком подходе взрослый вместе с детьми заново глядит на мир и познает его, а значит, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием.

Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой. Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Дети при поддержке взрослых проводят разные опыты с количествами: выясняют и наблюдают больше или меньше, сколько штук, какой объем, сколько на глаз, какая площадь, а потом полученные данные и навыки применяются на практике, например, можно измерить предмет разными способами.

Подводя итоги вышеописанному, можно выделить несколько областей, характерных и отличительных для Реджио подхода.

Исследование себя, как личности, тоже важный и ценный процесс

В области проектирования: предпочтение отдается развитию возникающих идей, вместо соблюдения жесткого педагогического плана. Работая над проектом, дети объединяются в малые группы, 2-6 человек. Проекты становятся большими и сложными, при этом нет необходимости избегать эмоционально сложных тем. Участие в проекте - возможность для ребенка проявить себя и общаться. Сложности и проблемы решаются мозговыми штурмами. Задача воспитателей включать по ходу осуществления проекта учебные задачи.

В области познания: дети научаются отличать праздники от повседневности, думать и рассуждать о предметах и явлениях; рассматривать их суть, строить предположения о том, чем что-то не является; чем оно могло бы быть; о взаимовлиянии одного на другое; глубинно познавать целостные системы; оценивать степень завершенности работы.

В области обучения: педагоги выстраивают ситуации, которые провоцируют ребенка развиваться интеллектуально и эмоционально. Записывая то, что говорят дети, подавая реплики, стимулирующие обсуждение, фиксируя и развивая их интересы, взрослые выстраивают обучение. Техническим приемам и конкретным навыкам обучают в ходе работы. При этом комментируется сама работу, а не уровень умений детей. Объекты и материалы можно применить в неожиданных вариантах, например, то, что используется внутри помещения, выносится наружу, и наоборот. Воспитатели учатся у детей так же, как и дети у взрослых. Детям нужно давать действовать медленно, не торопясь, столько времени, сколько им нужно.

Исследование цвета

В области творчества: дети научаются копировать изображения взрослых, пробуют изображать чувства, настроения, звуки, рисовать карты помещений, воспоминаний или звуков. Рисунки – это путь к более сложным и продуманным изображениям. Постоянное документирование процесса работы над изображениями и детских символов, их анализ и обсуждения дает детям возможность связать символы и описания. Творчество становится инструментом познания и осознания окружающего мира, так как в рисунке объединяется наблюдение и воображение.

В области межличностной и групповой коммуникации: дети учатся на примере взрослых. В основе демократические участие, обучение через сотрудничество, решение конфликтов. Поощряется высказывание различных мнений, разница во мнениях это стимул для детей к развитию и поиску решения проблем. Важное значение имеет понятие «мы». Активно обсуждаются социальные идеи, планы, совместно разрабатываются правила и нормы.

Взаимодействие разновозрастных детей в игре

Интерпретация и документирование детского творчества. Здесь очень важно постоянная фиксация процесса и результата деятельности детей. Документы доступны всем: родителям, детям, педагогам, публике. Они становятся объектом исследования: так перечитав записи педагога за предыдущие дни, можно найти задачи и занятия для детей на будущее. Детские рассказы, высказывания, фотографии обсуждаются с самими детьми, что возвращает их к деятельности и ее осознанию. В любом детском ответе есть логика, главное ее понять.

Анна Вендик

По материалам книг и статей о Реджио-подходе.

Приглашаем на дни открытых дверей 29 и 30 августа!

29 августа, с 11:00 до 13:00 - знакомство с Реджио-садом

реджио-сад
  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами "Гнезда"
  • Свободная игра и взаимодействие со сверстниками
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы
  • Подарки всем пришедшим!

13:00-15:00 - Реджио-пространство для малышей до 3-х лет

  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами -"Гнезда"
  • Мягкая школа, группа "Мама и малыш", тоддлер группа "Я и мама", семейный театр и музыка
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы

На дне открытых дверей, посвященному Реджио-саду, своей главной целью мы ставим знакомство детей с педагогами и друг другом, знакомство родителей с педагогами и друг другом, освоение пространства в индивидуальном темпе. На наш взгляд, самым оптимальным форматом для такого мероприятия является свободная игровая деятельность, когда, адаптируясь,  ребенок начинает преобразовывать среду вокруг себя и заводит новые знакомства. В течении двух часов дети смогут свободно перемещаться по всем 4 помещениям "Гнезда", играть самостоятельно с материалами, играть в игры, организованные педагогами, играть совместно с другими детьми.
Родители на встрече смогут познакомиться с владельцами "Гнезда", концепцией Реджио-подхода, послушать о важности привязанности в детско-родительских отношениях, задать интересующие вопросы, а самое главное, подробно рассказать о своих детях! Для того, чтобы сделать пребывание в Реджио-саду комфортным, нужно создать для ребенка принимающую безопасную среду, которая складывается также из постоянных  ритуалов, предпочтений, любимых занятий, блюд и игр.


30 августа - День увлекательных занятий!
с 11:00 до 13:00 - для детей 0-6 лет и их родителей

занятия для дошкольников
  • Приглашаем семьи с детьми поиграть в захватывающую игру, в конце которой каждого ребенка ждет подарок-сюрприз!
  • Загадки, сенсорные и творческие игры, подвижные занятия, музыка, ремесло и многое другое.
  • Приятное общение с обитателями "Гнезда" и знакомство с богатым миром нашего пространства!


Для дошкольников и их родителей мы приготовили путешествие по сказочному лесу, где у разных деревьев наших маленьких бельчат, крольчат, мышат и птенцов ждут захватывающие задания! В конце леса у главного дерева после дня приключений всех ждут подарки!
Родители могут помогать своих отважным путешественникам, познакомиться с хозяевами и педагогами "Гнезда", задать интересующие вопросы и даже выбрать занятия в нашем пространстве для себя любимых. :)


с 15:00 до 17:00  - квест для детей 7-10 лет и их родителей

семейное обучение
  • Детей ждет командная работа, тайны и открытия, захватывающие персонажи на пути!
  • Презентация программы поддержки и обучения школьников на семейном образовании
  • Знакомство с педагогами и предметами
  • Скидки, подарки и специальные предложения!

Для хоумскулеров мы приготовили задания, для решения которых потребуется креативность и проницательность, смелость и помощь друга! Родителей ждет вкусный чай с печеньем, беседы на темы домашнего обучения и кое-что еще! :)

Почему я хочу, чтобы мой ребенок пошел в Реджио-сад

Я обычная мама домашних детей. Моей дочке в октябре будет шесть, а сыну в конце ноября исполнится годик. Соня не ходит в государственный сад, потому я не верю в раннюю социализацию и считаю ее помехой нормальному развитию. У меня свободный график работы, поэтому я много времени провожу вместе с детьми.  А когда я не рядом с ними, значит, они вместе с папой, бабушками, дедушками, а иногда с няней. Я рада, что они растут в семье, перенимают наши ценности и окружены постоянной заботой любящих их взрослых.

Соня в Реджио-саду

С сентября этого года старшая дочь пойдет в Реджио-сад в семейном пространстве "Гнездо". И этому факту, как и домашнему воспитанию, я тоже очень рада. Сейчас объясню почему.

Когда речь заходит о взращивании детей, я всегда стараюсь смотреть в будущее с пониманием того, какими взрослыми я их хочу видеть. 

- Я хочу их видеть свободными, умеющими делать выбор и за него отвечать. 

- Я хочу видеть их разбирающимися в простых бытовых вещах и в то же время умеющими видеть детали, суть, анализировать, размышлять и никогда не уставать задавать вопросы себе и миру.

Мне кажется, что реджио-среда является для этого очень подходящей. С ее морем возможностей, разносторонними видами деятельности,  приглашением к работе, самовыражением и присвоением опыта через документирование.

- Я хочу их видеть самодостаточными, живущими с ощущением собственного достоинства, полными любви.

- Я хочу их видеть умеющими выстраивать отношения с другими людьми, видящими в конфликтах и полярных взглядах - поле для роста и развития.  А это возможно, когда в детстве тебя окружают заботливые ответственные взрослые, помогающие познавать себя и других. И я точно знаю, что наши педагоги , проходящие тренинги и семинары по теории привязанности и работе с детьми - такие взрослые. Такие взрослые еще и потому, что почти все сами имеют детей и хотят для них того же.

- Я хочу их видеть креативными, гармонично развитыми и с жаждой знаний. 

- Я хочу видеть их перепробовавшими себя в разных областях жизни, умеющими ловить кайф от движения собственного тела, брызг красок, звука голоса. 

А этому можно научить только на собственном примере. И я знаю, "Гнездо" - это принимающее пространство в первую очередь для взрослых, где можно многому научиться, показать себя, просто радоваться и проводить время.

Есть еще какие-то менее глобальные вещи, но не менее значимые для меня в Реджио-саду: мягкая адаптация, возможность быть с родителем или рядом с ним столько, сколько требуется ребенку; время для отдыха и возможность ребенку побыть с собой и своими мыслями; абонементы полного и неполного дня и  свободного посещения; выезды и знакомство с Петербургом; горячие обеды и удобство расположения центра.

На самом деле многому из этого можно научиться в семье. Не обязательно куда-то ходить. :) В нашей семье много креативности, постоянно все задают вопросы и ищут ответы, есть любовь и поддержка.

Соня в Реджио-саду

Я очень рада, что дочь идет в Реджио-группы в "Гнезде" скорее даже не потому, что ее могут чему-то научить и предоставить возможности. А потому, что там отличное место для того, чтобы ошибаться. Снова пробовать, опять ошибаться, оставаться открытой и не терять надежду. 

Недавно я прочла книгу Брене Браун - исследователя стыда и уязвимости -  "Великие дерзания". Вот что она пишет: "Воспитание детей, у которых есть надежда и мужество, чтобы быть уязвимым, означает необходимость для родителя отступить и дать им возможность пережить свой опыт разочарования, иметь дело с конфликтами, узнать как заявить о себе и даже потерпеть неудачу. Если мы всегда следуем за ними на "арену", затыкая критиков и обеспечивая им победы, то они никогда не узнают, что сами способны на "великие дерзания". Я хочу отступить в сторону, чтобы мои дети могли увидеть разные способы взаимодействия с разными взрослыми и детьми, могли испытывать чувство разочарования, могли ошибаться и учиться на своих собственных ошибках, а не моих страхах. Но всегда имели бы возможность получить поддержку важных для них взрослых.

Мария Писарева