Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

Детский сад в Дании

Будучи аспиранткой, Ребекка проходила практику в «лесной школе» в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагалось на краю леса; с другой стороны оно граничило с маленькой морской бухтой.

Как-то зимой, когда тусклое северное солнце едва выглядывало из-за верхушек деревьев, воспитатели с группой отправились к морю. «По дороге дети мечтали о том, чтобы искупаться, и учителя только улыбались в ответ», — рассказывает Ребекка. Никто не пытался переубедить малышей, никто не запрещал им подходить к воде и не говорил, как опасен тонкий лед.

Ребята собирали камни и ракушки; когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим.

«Мы разбили лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали, а я стояла с полотенцем наготове, — улыбается Ребекка. — Никто из них не полез дальше в море, и они точно запомнили, что купаться зимой — не лучшая идея. После дети говорили, что чувствовали себя суровыми викингами, а меня, признаюсь, впечатлила их смелость».

В «лесной школе» воспитанники часами играли на открытом воздухе в любую погоду. На природе они чувствовали себя как рыбы в воде и не боялись исследовать окружающий мир. «Дети были крепкими и здоровыми. А еще обходились без игрушек и сами придумывали, чем заняться, используя то, что дает природа, — с восторгом рассказывала Ребекка. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда (это высказывание я не раз слышала от скандинавов)».

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Из книги "Родители без границ", Кристина Гросс-Ло

Источник

Книжный обзор: "Айсберг на ковре, или во что поиграть с ребенком"

Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать вам  об одной книге - прекрасном помощнике всем родителям, учителям и воспитателям в играх с детьми. Да даже взрослым в некоторые игры интересно играть!

Чем уникальна эта книга? В ней рассказывается не только как покрасить макароны и рис (хотя рецепт там хороший, сама красила, получилось), как из пены для бритья сделать снег - все эти идеи, думаю,  давно всем известны. В этой книги предложены замечательные тематики для игр:

  • ледяные раскопки (и не только ледяные; а для любителей динозавров это вообще находка),
  • ледовое побоище,
  • марсоход Curiosity (разве кто-то откажется создать собственную планету Марс?),
  • великие открытия (придумывайте игры и декорации на любые темы - океан, новые острова, материки, вершины гор и даже космос!),
  • идеи и сюжет с любимых книг (готовьте вкусняшки из книг или шейте наряды, или отправьтесь в путешествие!),
  • день китов! (повод заглянуть в календарь праздников и придумывать игры с детьми на "день улыбок", "час Земли" или придумывать свои праздники, например "день разрисованных ладошек"),
  • первый воздушный шар.

Читая эту книгу и играя в неё, вы разбудите свое воображение и вам уже не составит труда придумать что угодно. Лично я бы с удовольствием поиграла в Атлантиду или в тайны Египетских пирамид! Или устроила бы потрясающее исследование растений и Ботанических садов. Словом, получаются прекрасные образовательные игры.

Всем счастливых и интересных игр!

Кристина Волобуева

Приглашаем на дни открытых дверей 29 и 30 августа!

29 августа, с 11:00 до 13:00 - знакомство с Реджио-садом

реджио-сад
  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами "Гнезда"
  • Свободная игра и взаимодействие со сверстниками
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы
  • Подарки всем пришедшим!

13:00-15:00 - Реджио-пространство для малышей до 3-х лет

  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами -"Гнезда"
  • Мягкая школа, группа "Мама и малыш", тоддлер группа "Я и мама", семейный театр и музыка
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы

На дне открытых дверей, посвященному Реджио-саду, своей главной целью мы ставим знакомство детей с педагогами и друг другом, знакомство родителей с педагогами и друг другом, освоение пространства в индивидуальном темпе. На наш взгляд, самым оптимальным форматом для такого мероприятия является свободная игровая деятельность, когда, адаптируясь,  ребенок начинает преобразовывать среду вокруг себя и заводит новые знакомства. В течении двух часов дети смогут свободно перемещаться по всем 4 помещениям "Гнезда", играть самостоятельно с материалами, играть в игры, организованные педагогами, играть совместно с другими детьми.
Родители на встрече смогут познакомиться с владельцами "Гнезда", концепцией Реджио-подхода, послушать о важности привязанности в детско-родительских отношениях, задать интересующие вопросы, а самое главное, подробно рассказать о своих детях! Для того, чтобы сделать пребывание в Реджио-саду комфортным, нужно создать для ребенка принимающую безопасную среду, которая складывается также из постоянных  ритуалов, предпочтений, любимых занятий, блюд и игр.


30 августа - День увлекательных занятий!
с 11:00 до 13:00 - для детей 0-6 лет и их родителей

занятия для дошкольников
  • Приглашаем семьи с детьми поиграть в захватывающую игру, в конце которой каждого ребенка ждет подарок-сюрприз!
  • Загадки, сенсорные и творческие игры, подвижные занятия, музыка, ремесло и многое другое.
  • Приятное общение с обитателями "Гнезда" и знакомство с богатым миром нашего пространства!


Для дошкольников и их родителей мы приготовили путешествие по сказочному лесу, где у разных деревьев наших маленьких бельчат, крольчат, мышат и птенцов ждут захватывающие задания! В конце леса у главного дерева после дня приключений всех ждут подарки!
Родители могут помогать своих отважным путешественникам, познакомиться с хозяевами и педагогами "Гнезда", задать интересующие вопросы и даже выбрать занятия в нашем пространстве для себя любимых. :)


с 15:00 до 17:00  - квест для детей 7-10 лет и их родителей

семейное обучение
  • Детей ждет командная работа, тайны и открытия, захватывающие персонажи на пути!
  • Презентация программы поддержки и обучения школьников на семейном образовании
  • Знакомство с педагогами и предметами
  • Скидки, подарки и специальные предложения!

Для хоумскулеров мы приготовили задания, для решения которых потребуется креативность и проницательность, смелость и помощь друга! Родителей ждет вкусный чай с печеньем, беседы на темы домашнего обучения и кое-что еще! :)

Размышления о свободной игре

Одна из ценностей в Семейном пространстве «Гнездо» – это свободная игра детей.

свободная_игра

Сейчас значение детской игры для развития признано уже всеми психологами и педагогами, но зачастую взрослые не видят разницы между организованной игрой, игровым обучением и свободной игрой. Давайте же вместе посмотрим, чем свободная игра важна и уникальна.

Свободная игра – это игра, идущая от ребенка. Только изнутри наружу и никак иначе. И только спонтанно. Такая игра – это чистое творчество. Ребенок сам принимает решение начать игру, сам рождает замысел, сам выбирает материалы для игры, сам развивает игру и сам заканчивает. Он ведет игру от начала до конца сам. Это невероятно развивающий, терапевтичный вид игры, в котором ребенок проживает новые знания, впечатления, актуальные состояния, выплескивает эмоции. Свободную игру считают вершиной развития, это особое игровое состояние ума, важное и детям, и взрослым. Любая игра, организованная не самим ребенком, не является свободной.

Свободная игра – это, как правило, игра в одиночестве. Коллективные игры могут способствовать выражению эмоций, налаживанию взаимодействия, умению играть по правилам и другим полезным вещам, но свободной игры в коллективе быть не может, разве что для одного ребенка-ведущего, который вовлечет в свою игру остальных детей. Поэтому детям нужны не только игры с другими детьми, но и игры в уединении, которые даже более важны для развития, чем первые.

Свободная игра никогда не нацелена на результат. Это процесс, состояние, присутствие в моменте. У нее нет цели в традиционном понимании, она меняется и трансформируется в зависимости от сиюминутных порывов ребенка. В свободной игре ребенок влиятелен и сведущ, он ответственен и силен. В свободной игре он находит и проявляет самого себя.

Свободная игра – всегда понарошку. Реальность в игре отступает, ее место занимает мир фантазии и вымысла, в котором возможно все. И особенно развитие. Есть исследования, описывающие, как дети в игровом состоянии ума справлялись с задачами, которые они не могли решить путем логических рассуждений. Образный и объемный мир игры дает ребенку столько, сколько не может дать обучение.

Свободная игра помогает раскрытию потенциала ребенка. Это поток энергии, направленный на исследование мира и самого себя, способствующий взрослению. Именно поэтому мы поощряем и оберегаем свободную игру детей, к чему призываем и вас!

Ольга Васильева