Вопросы, фантазия и туманность Андромеды - важная часть игрового обучения дошкольников

Я люблю задавать вопросы детям, не для того, чтобы услышать правильный ответ, а чтобы услышать их ход мыслей и рассуждений. Вот уже несколько лет я вдохновлена Реджио-подходом, который называют часто "педагогикой вопросов". Вопросы, по-моему, лучший способ найти вместе интересный путь к ответу в игровой форме обучения. 

В прошедшую субботу мы проводили мастер-класс "Творческие опыты с крахмалом и водой" на фестивале "Эмоциональный интеллект ребенка". Собралось около 20 разновозрастных детей, с которыми очень интересно было общаться. Так, например, на вопрос "Можно ли ходить по воде?", дети предложили кучу вариантов, как это можно осуществить: ходить по льду, бегать так быстро, как ящерицы василиски или водомерки, не тонуть в очень солёной воде или покрыть воду слоем жира, по которому можно передвигаться, и еще другие варианты. Дети удивлялись вариантам друг друга и спрашивали или подсказывали друг другу. Меня всегда это восхищает и воодушевляет - ты задаешь вопрос, а дальше дети учатся друг у друга, и, зачастую, совместно находят новые ответы в обсуждении и в игре. Ведь другого ребенка слушать значительно интереснее, чем "всезнаек" взрослых.

Возможность самостоятельного поиска ответа - это и путь к творчеству, с одной стороны, и к научному мышлению, с другой. "Что будет, если..?" - прекрасный вопрос, который подключает фантазию и способность креативно мыслить. В тоже самое время это построение гипотезы, которую можно потом проверить. На мастер-классе мы выясняли с детьми, что будет, если в крахмал добавить воды: жидкость или твердая субстанция, что получится, если потом туда добавить краски. Чтобы детям было проще отследить ход эксперимента, можно поддерживать их вопросами "Что получилось в итоге?", "Что ты сделал, чтобы получился такой результат?", "Чтобы ты хотел еще узнать?"

После экспериментальной части началась творческая, когда дети, разукрасив крахмальный раствор, переводили свои рисунки на бумагу. У них получались драконы, спруты, скаты, каракатицы, космос, небо, море, волна,  цветы. Вова долго и сосредоточено выводил узоры на крахмале, а потом объяснил мне, что хочет сделать туманность Андромеды, и у него это, безусловно, получилось. Кто-то из детей больше обращал внимание на узоры на руках, у Леши руки окрасились в сине-фиолетовый цвет и он восторгался, что у него теперь ледяная рука. Я еще раз убедилась в эффективности подхода Реджио-Эмилия, в том, что сосредоточенность на процессе приводит  к таким результатам, которых не добиться при ориентации на конечный результат.

P.S. Спасибо организаторам фестиваля за теплый прием и помощь в организации мастер-класса и уборки после него!))

Анна Вендик