Лето, творчество, игра в Реджио-стиле

игра_реджио

Недавно я проводила вебинар, на котором рассказывала об особенностях и истории Реджио-подхода, о роли взрослого в раннем развитии детей, о Лорисе Малагуцци и его вкладе в развитие Реджио-подхода, и о том, как можно, применяя философию Реджио, увлекательно и познавательно проводить время летом. Эта заметка будет посвящена самым основным моментам этого вебинара. Полную запись вебинара можно будет получить, зарегистрировавшись тут.

Зародившись в Северной Италии в 50-ые годы прошлого век в городке Реджио-Эмилия, Реджио подход со временем распространился почти на все континенты и стал популярен в странах Европы, Океании, Азии, Северной и Южной Америки. Сейчас Реджио-подход считается одним из самых инновационных подходов к развитию детей и продолжает набирать популярность теперь и в России.

В основе подхода нет четкой методики или пошаговой программы, но есть философия и концепция, которую можно разделять и, вдохновляясь ей, учиться по новому смотреть на детей и взаимодействовать с ними. Суть подхода выражена в основных постулатах и в концепции "100 языков ребенка", автором которой является Лорис Малагуцци, педагог-провокатор и основатель Реджио подхода. Постулаты:

  1. Ребенок – это человек, а любой человек заслуживает уважения;
  2. Дети самостоятельно могут контролировать свое обучение и развитие;
  3. Дети учатся, трогая, двигая, двигаясь, слушая, видя и слушая, присматриваясь, принюхиваясь и постигая окружающий мир. Эта деятельность не должна иметь ограничений;
  4. Дети строят отношения с другими детьми в пространстве, где им можно исследовать мир.
  5. У детей должно быть много способов и возможностей выразить себя о себе (рисование, лепка, эксперимент, драматизация, музыка, пение, фотография, танец, конструирование, беседа и т.д.).

Дети рождаются с естественным желанием изучать и познавать мир, при этом у каждого человека есть свой врожденный потенциал, раскрыть который и есть главная задача взрослого. Цель Реджио-подхода предоставить ребенку инструменты и навыки, которым он сможет пользоваться в течении всей жизни.

У ребенка сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить.
Сто способов слушать, восхищаться, любить.
Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать.
Сто миров, чтобы совершать открытия.
У ребенка сто языков, но у него крадут девяносто девять из них.
Школа и культура отделяют голову от тела.
Они учат: думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество.
Они учат: открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут.
Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты – вещи, несовместимые друг с другом.
В общем, учат, что нет никакой сотни.
Ребенок говорит: СОТНЯ ЕСТЬ!
— Лорис Малагуцци
лето_реджио

Стоит отметить, что идеи, положенные в основу концепции Реджио подхода, были разработаны выдающимися учеными и педагогами, такими как Лорис Малагуцци, Лев Семенович Выготский, Мария Монтессори, Жан Пиаже, Говард Гарднер. Подход базируется на следующих теориях и практических наблюдениях: среда - третий учитель, расширение зоны ближайшего развития, теория о сенситивных периодах, значимость игры для развития и становления, теория множественного интеллекта и другие.

В основе познавательной деятельности лежит интерес и увлеченность ребенка. Если они отсутствуют, значимость и усвояемость любого материала сильно падает. Как же заниматься с ребенком, если его ничего не интересует? Честно говоря, я не встречала еще детей, которых ничего не интересует. Их может интересовать что-то, на что мы взрослые не обращаем внимание, или то, что не интересно нам, но всегда присутствует что-то или кто-то, занимающие их внимание. Главное предоставить ребенку свободу самостоятельного выбора деятельности и наблюдать. Наблюдение - это основа Реджио-подхода. Во время наблюдения задача взрослого увидеть и распознать интересы и увлечения, потребности и желания, зафиксировать изменения в поведении и восприятии мира.

Информация, собранная во время наблюдения за детьми, становится основой для планирования учебного процесса. Следующим важным моментом в реализации подхода является роль и позиция взрослого: на одном уровне с детьми. Взрослый - соавтор, соисследователь, сотворец и соучастник творческого и познавательного процесса. Взрослому необходимо переключиться с ориентации на результат на ориентацию на совместный процесс, тогда в ходе него и взрослый, и ребенок получают удовольствие и приходят к таким неожиданным и высоким результатам, которые сложно было бы запланировать. Наблюдая за ребенком и участвую вместе с ним в деятельности, мы четко будем понимать, что нужно детям, что их увлекает, какая тема сейчас актуальна для развития, и на основе этой информации готовить тематические приглашения к исследованию в среде. Это могут быть подобранные по теме материалы, книги, картинки, игры, музыка и т.д., красивым и наглядным образом представленные в среде, так чтобы дети могли с ними работать самостоятельно. Это могут быть выезды, прогулки, походы в музеи и мастерские для расширения актуальной темы. Таким образом, занимаясь одной темой дети учатся разным так называемым "предметам": языку, чтению, письму, счету, логике, творчеству и т.д. При этом они развивают научное и креативное мышление, умение общаться и решать конфликты, учатся уважать себя и других, взаимодействовать с другими людьми, становятся уверенными, увлеченными и счастливыми.

Анна Вендик