Размышления о свободной игре

Одна из ценностей в Семейном пространстве «Гнездо» – это свободная игра детей.

свободная_игра

Сейчас значение детской игры для развития признано уже всеми психологами и педагогами, но зачастую взрослые не видят разницы между организованной игрой, игровым обучением и свободной игрой. Давайте же вместе посмотрим, чем свободная игра важна и уникальна.

Свободная игра – это игра, идущая от ребенка. Только изнутри наружу и никак иначе. И только спонтанно. Такая игра – это чистое творчество. Ребенок сам принимает решение начать игру, сам рождает замысел, сам выбирает материалы для игры, сам развивает игру и сам заканчивает. Он ведет игру от начала до конца сам. Это невероятно развивающий, терапевтичный вид игры, в котором ребенок проживает новые знания, впечатления, актуальные состояния, выплескивает эмоции. Свободную игру считают вершиной развития, это особое игровое состояние ума, важное и детям, и взрослым. Любая игра, организованная не самим ребенком, не является свободной.

Свободная игра – это, как правило, игра в одиночестве. Коллективные игры могут способствовать выражению эмоций, налаживанию взаимодействия, умению играть по правилам и другим полезным вещам, но свободной игры в коллективе быть не может, разве что для одного ребенка-ведущего, который вовлечет в свою игру остальных детей. Поэтому детям нужны не только игры с другими детьми, но и игры в уединении, которые даже более важны для развития, чем первые.

Свободная игра никогда не нацелена на результат. Это процесс, состояние, присутствие в моменте. У нее нет цели в традиционном понимании, она меняется и трансформируется в зависимости от сиюминутных порывов ребенка. В свободной игре ребенок влиятелен и сведущ, он ответственен и силен. В свободной игре он находит и проявляет самого себя.

Свободная игра – всегда понарошку. Реальность в игре отступает, ее место занимает мир фантазии и вымысла, в котором возможно все. И особенно развитие. Есть исследования, описывающие, как дети в игровом состоянии ума справлялись с задачами, которые они не могли решить путем логических рассуждений. Образный и объемный мир игры дает ребенку столько, сколько не может дать обучение.

Свободная игра помогает раскрытию потенциала ребенка. Это поток энергии, направленный на исследование мира и самого себя, способствующий взрослению. Именно поэтому мы поощряем и оберегаем свободную игру детей, к чему призываем и вас!

Ольга Васильева