Реджио-подход без секретов. Часть 1.

В основе подхода, как я уже писала ранее, лежит идея о множестве способов самовыражения ребенка, которые зачастую остаются незамеченными  и недооценёнными взрослыми, ярче всего она выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». Чтобы способности детей могли раскрываться, необходимо обеспечить им определенные условия:

  • поощрять желание задавать вопросы и замечать мир вокруг;
  • предоставлять время и возможность вдуматься в окружающее.

Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы осознать происходящее.

При этом следует учитывать, что у ребенка индивидуальное восприятие, у него есть его собственные интерпретации и трактовки. Ребенок учится у самого себя, у взрослых и у других детей косвенно, не прямо, как это обычно считается. В свою деятельность и действительность он включает свои впечатления и суждения. В процессе общения друг с другом дети также учатся задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. В Реджио-подходе очень ценится следующий принцип: совершенно необязательно дети выучат именно то, что им преподают, многое они возьмут из своей собственной деятельности, активности и ресурсов, предоставленных взрослыми. 

Для развития восприятия, вдумчивости и внимательности детям предоставляются возможности изучения окружающего мира и явлений. Дождь и ветер, свет и тень, вода и земля, рост и развитие растений и животных изучаются так же подробно и пристально, как произведения человеческих рук (одежда, мебель, статуи, картины), сказки и общественные отношения, например, работа транспорта, магазина, банка и т.д. Дети получают возможность взглянуть на одно и то же явление в разное время дня, недели и года, чтобы увидеть особенности при разном освещении и в разных погодных условиях. Задокументировать разные явления  (сфотографировать, записать на видео или аудио) – это еще одна возможность более подробно изучить их.

Детям могут быть важны даже самые мелкие детали.

Каждое утро в Реджио-саду начинается с обсуждения вопросов, проектов и явлений,  волнующих детей. Темы для работ и проектов выявляются спонтанно из детских вопросов и интересов, из догадок и предположений, которые возникают в ходе разговоров и обсуждений. Формулирование своих мыслей о происходящем с помощью речи - неотъемлемая составляющая детского развития и важнейший элемент Реджио-подхода. Лорис Малагуцци считал, что детская креативность возникает из повседневного опыта и является естественной характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. Креативность – это, прежде всего, возможность свободного исследования за пределами познанного, умение предсказывать и принимать нестандартные решения. Стимуляция творчества идет посредством поддержания интеллектуальных, эмоциональных и связанных с воображением процессов, а также выстраивания межличностной коммуникации.

Свободное исследование - залог развития креативности.

В Реджио много внимания уделяется правам детей и взрослых. Особенности ребенка определяются не только наследственностью, но и окружающей средой. Дети развиваются постоянно, но не по прямой, не повторяют все вслед за другими. На их развитие оказывают влияние ближайшее окружение и весь мир в целом. При этом считается, что никогда не поздно меняться, что каждый ребенок может стать сам творцом своей жизни. С момента рождения начинается общение ребенка с окружающим миром: им движет любопытство. Ребенок никогда не задает глупых или несущественных вопросов, поэтому взрослому нужно со всей серьезностью и уважением относиться к ним. Наблюдая за детьми, слушая их активно и внимательно, взрослые могут выявлять из этого вопросы, мысли и интересы, которые будут служить дальнейшему развитию. Малагуцци писал: «Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь».

Каждый ребенок заслуживает, чтобы в него верили и доверяли ему. «Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал» - говорил Лорис Малагуцци. Нужно так разговаривать с детьми, что бы вызвать у них интерес к деятельности и вызвать вопросы. Количество времени, необходимое ребенку на одну и ту же тему, определяется его интересом. Малагуцци полагал, что «взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться». Он позволяет детям найти самостоятельно ответы и решения, создает условия для работы, но не оказывает влияния на качество результата непосредственно.

Возможность самостоятельно найти решения и ответы повышает уверенность и увлеченность ребенка.

Ребенок развивается в процессе коммуникации, он постоянно включен в множество различных связей и взаимоотношений. В Реджио-саду фокус направлен на общественные отношения, а не на отдельную личность. Культивируются отношения с семьей, с работниками сада, с другими детьми, а также взаимоотношения между всеми вышеперечисленными участниками. В Реджио-садах организуются специальные мероприятия, направленные на взаимодействие всех участников, а именно: ежедневные контакты со взрослыми, документирование повседневной деятельности, беседы с родителями и мероприятия с участием всей семьи. На этом комплексе взаимосвязей, которые складываются в целую систему, основано планирование работы с детьми. Общение педагогов с детьми, детей между собой определяет возможности самообучения. Взаимодействие педагогов между собой и с родителями помогает выявлять актуальные темы и вопросы, расширять возможные направления деятельности. Распорядок дня, состав и свойства материалов, особенности пространства определяют возможности развития той или иной темы. Все элементы системы способствуют рождению проектов - продолжительных исследований с углублением в конкретную тему.

Анна Вендик