Творчество: подсказки для Реджио-мамы. 27 материалов для творчества

Лорис Малагуцци, основатель Реджио-подхода, писал, что у ребенка должно быть 100 языков и способов завить о себе. Прежде всего, это проявляется в творчестве. Творчество дает детям возможность переосмыслить и выразить информацию, опыт, свои чувства и переживания, полученные в ходе обучения, общения, проживания дня. Любая тема, любой детский интерес может быть с одной стороны расширен с помощью творчества, с другой стороны результаты и достижения детей – зафиксированы.

Творческие занятия:

1. Рисование: акварелью, гуашью, восковыми мелками, сухой и масляной пастелью, маслом, акрилом, углем, карандашами, фломастерами и т.д. 
На чем рисовать: на всех видах бумаги и картона (они должны быть разной фактуры, разной толщины и плотности, разного цвета), это дает детям больше опыта и ощущений, понимания материала, с которым они работают; на зеркалах и стекле; на пленке и фольге; на природных материалах: камнях, раковинах, песке или песком, коре, дереве, листьях, цветах и т.д.; на улице: на асфальте, земле, снегу, льду, воде, под дождем, на солнце, вечером и утром (в разных погодных условиях и в разное время суток – разные впечатления, эмоции и процессы) ; на холсте; на ткани и т.д.
Чем рисовать: руками, разными кистями, в том числе самодельными из натуральных материалов, валиками, губками, штампами, овощами, фруктами, цветами, лентами, игрушками и т.д. Не ограничивайте себя рамками.
2. Лепка из теста (рецепт один их многих: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашки соли, 2 чайных ложки лимонной кислоты, 1 столовая ложка растительного масла, Пищевой краситель. Все в кастрюлю и на средний огонь. Мешаем-мешаем-мешаем - готово!), глины, снега, кинетического песка, плейдо, гипса, керамомассы, папье-маше и прочего.
3. Конструирование: из любых бросовых материалов, кубиков, натуральных материалов.
4. Драматизация: ролевые игры, инсценированные историй и сказок, придумывание историй и сказок, пальчиковый, теневой, песочный, кукольный, марионеточный и прочие виды театра.
5. Музыка: слушать, играть, изучать. Рисовать, лепить музыку или под музыку.
Вариантов на самом деле бесконечное множество. Часто дети сами придумывают и подсказывают удивительные вещи, до которых мы взрослые не можем сами дойти. Будьте более внимательны и чутки к своим детям. 

Реджио-творчество.jpg

Список творческих материалов, который должен быть у любой Реджио-мамы:
1. Акварель
2. Гуашь
3. Восковые мелки
4. Масляная или\и сухая пастель
5. Уголь
6. Масляные и акриловые краски
7. Карандаши простые и цветные
8. Ручки синие, черные, цветные
9. Фломастеры
10. Кисти, валики, штампы, губки
11. Клей ПВА и клей-карандаш. Для каких-то более серьезных поделок нужен пистолет с термо-клеем
12. Скотч: бумажный, прозрачный, цветной, двусторонний, вспененный
13. Проволока
14. Веревки, бечевка
15. Нитки
16. Блестки, пайетки, бусины
17. Листья, сухоцветы, цветы, шишки, каштаны, желуди
18. Веточки, палочки, деревянные спилы, кора, бруски
19. Мука (можно иметь разную муку: пшеничную, ржаную, кукурузную, рисовую, гречневую – разный сенсорный опыт), крахмал, соль
20. Бумага: от обычной белой, до тишью и крафтовой бумаги, от совсем малых размеров до ватманов и рулонной бумаги (гофрированная, фольгированная, бархатная, калька, с орнаментов и т.д.)
21. Картон: также как и с бумагой много разного
22. Крупы и фактурные макароны. 
23. Пищевые красители
24. Ленты, ткани
25. Световой стол: по желанию, но он дает детям очень много стимулов к изучению и развитию. Сейчас можно найти недорогие от 1500 рублей.
26. Зеркала: маленькие и большие разных форм. Можно найти и безопасные со специальной защитной пленкой.
27. Природные материалы: ракушки, камни, стекло (марблсы), витражи

Как хранить детские работы?

Любую работу подписываем: имя, дата и если есть описание от самого ребенка. С детьми от 2-х лет примерно можно уже обсуждать, нужно ли ему самому сохранить работу или ее можно выкинуть. Часто проблему решает фотография, тоже спасает и с конструкциями, лепками, сложными аппликациями. Если сфотографировано, значит не потеряно. Особо любимые работы вывешиваются на стены на всеобщее обозрение, остальное складывается в папку или контейнер. Периодически, раз в полгода или чаще, если ребенок просит, можно просматрировать работы вместе. Дети могут решить их доделать, переделать или выкинуть.