Велосипед, 100 языков и права детей

Основателем Реджио-подхода считается Лорис Малагуцци – педагог и психолог, консультант итальянского правительства в вопросах образования, новатор и просто человек, который очень любил детей.  Его часто называют «педагогом-провокатором» за его неординарное видение ребенка как сильного и компетентного человека с рождения, способного самостоятельно контролировать свое обучение.

Дети сильны, богаты и способны. Все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения, они соотносятся со всем, что наблюдают вокруг себя.
— Лорис Малагуцци

Лорис Малагуцци родился в Италии в 1920 году. Он вырос в фашистской Италии, был свидетелем ужасной войны. Еще во время войны он окончил курсы учителей, а потом поступил в Риме на первые послевоенные курсы психологов.

Как-то, совершая велосипедную прогулку, в  окрестностях городка Реджио-Эмилия, Лорис увидел удивительную картину, которая его сильно впечатлила и заставила остановиться. Жители маленькой деревушки всем народом от мала до велика собирали песок, камни, палки и лесоматериалы для строительства новой школы. Малагуцци решил остаться и помогать.

Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

После войны жители собрали военные трофеи – немецкий танк, девять лошадей и два военных грузовика, и решали, куда вложить вырученные от их продажи средства. Поскольку женщин было большинство, было решено строить школу для детей. По этому поводу Малагуцци писал: «Это была первая победа женщин после войны, так как это было их решение. Мужчины использовали бы деньги по-другому». Эта первая школа существует и по сей день в 20 минутах от города Реджио Эмилия. Впоследствии локальное сообщество, его менталитет, история и специфика всегда будут важными элементами, оказывающими влияние на реализацию Реджио-подхода в том или ином месте.

В 1950-х годах Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио Эмилия, где  работал более 20 лет. В начале 60-х годов в сотрудничестве с городской администрацией он открывает первый муниципальный дошкольный центр.  В итоге под управлением Малагуцци была создана целая сеть центров и услуг: муниципальные сады, детские центры, школы воспитателей. Малагуцци постоянно развивался и продолжал свою работу в области продвижения философии раннего образования и концепции «100 языков ребенка», он был консультантом Министерства Образования Италии, редактором двух образовательных журналов Zerosei и Bambini, основателем Национальной Группы Раннего Детства в Реджио Эмилия.

Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь.
— Писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений.
Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Также Лорис Малагации стал автором манифеста о правах детей, учителей и родителей, который есть и соблюдается в каждом Реджио центре и школе. «У детей есть право считаться субъектами индивидуальных, гражданских и социальных прав; источниками и авторами своего собственного опыта. Таким образом, они становятся активными участниками в создании своей личности, возможностей и автономии через взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, идеями, предметами и с реальными или вымышленными событиями окружающего мира». Более подробно об этом манифесте я напишу в ближайших постах.

Анна Вендик