Транспорт и молоток

Накануне у нас состоялся занимательная беседа с педагогами, работающими с детьми дошкольного и школьного возраста. В результате мы выяснили, что многие дети, живущие в большом городе, оказываются сильно оторванными от реальной жизни. Мне рассказали историю о пятиклассниках, которые впервые (!) увидели метро и электрички, отправившись на экскурсию в музей с классом. 

Я задумалась, как много разных явлений, занятий, предметов для современных детей оказываются из разряда "сказочных" и небывалых, которые для нас самих были частью повседневной жизни. 
Например, общественный транспорт. Мои дети первый раз проехались в метро, когда им еще не было трех, хотя я из тех родителей, который всегда и везде на своей машине. В прошлом году мы поехали в гости к бабушке с Петроградки на Васильевский на трамвае (Софии было 3,5 года, Максиму - 1,5 года). Так это стало настоящим событием и праздником, о котором до сих пор вспоминают и регулярно просят покатать их на трамвае или автобусе. Мы, многие родители, стремясь обеспечить комфорт себе и детям, возим их в основном в личных автомобилях, при этом лишаем детей полезного опыта и понимания необходимости общественного транспорта. Первая поездка на общественном транспорте для меня самой была затруднительной - я боялась и переживала, что возникнут сложности, что дети раскапризничаются и будут мешать и т.д. Но у страха глаза велики! Оказалось, что это интересно, занимательно и радостно. Просто мне самой было сложно выйти из своей зоны комфорта. 

Та же история происходит с плотничеством, рукоделием, кулинарией, садоводством и другими прикладными видами деятельности, которые мы современные горожане заменяем готовыми услугами или товарами. Так, например, у многих детей есть икеевский пластмассовый набор инструментов, который идет на ура. Но для многих детей этот инструмент остается игрушечным, не связанным с жизнью. Нам в этом отношении повезло, мой папа всю жизнь мастерит что-то руками, регулярно приглашая в помощники детей. Раньше это были мы с братом, теперь внуки. На прошлых выходных он с моими детьми сделал ящик для инструмента, такой же как в их любимой книжке "Кастор в мастерской". Они помогали, сравнивали с книгой, повторяли название инструмента и пробовали его в работе. Опять-таки - море положительных эмоций и позитивного опыта. 

Современная жизнь и детская индустрия предоставляет нашим детям огромный выбор качественных и интересных игрушек и пособий, и это прекрасно! Уже не возможно представить нас без технических средств, прогресса и инноваций. Я, например, очень ценю  интересные развивающие и образовательные приложения для планшета. Но мне кажется важным сохранять связь с реальной практической жизнью. Я восхищаюсь родителями, которые сами шьют, вяжут, мастерят, занимаются огородом и садом, создают кулинарные шедевры, мастерят мебель и игрушки. Это дает возможность детям видеть многогранность жизни, возвращает их из виртуальности в реальность, позволяя ей обретать смысл. Важно только, чтобы дети с самого раннего возраста могли быть полноценными участниками процесса.

А какие занятия и явления, которые были естественными для вас самих, стали редкостью и небывалостью для ваших детей? Давайте обсуждать в комментариях!

Анна Вендик