Заметить и предоставить возможности

 В Реджио-подходе наблюдение ребёнка является основополагающим процессом. Задача взрослого увидеть ребёнка как личность, с его особенностями и потребностями, идеями и возможностями, интересами и предпочтениями, оценить, что ребёнок уже умеет делать самостоятельно и к чему он потенциально готов (зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому). На основе результатов наблюдения  взрослые готовят темы и проекты, интересные детям, меняют и адаптируют среду под запросы и нужды детей, помогают детям реализовать их задумки, предоставляют территорию и возможности для развития ребенка по его собственной программе. Самое сложное для взрослого бывает переключиться с ориентации на результат, к которой мы привыкли с детства, на концентрацию на самом процессе. То есть уйти от желания научить какому-то конечному знанию, в замен в процессе взаимодействия с ребенком найти способы и инструменты познания, исследования и творчества. Так во время открытого процесса ребенок научается в итоге большему спектру навыков и получает больше знаний. 

Для того, чтобы поддержать ребёнка, достаточно внимательно и с уважением относиться к его задумкам. Особенно это важно после трех лет, когда ребёнок осваивает навыки планирования, возможность реализовать свой собственный замысел. Так, например, накануне мы с детьми собирались в музей. Вот уже месяц мы каждую пятницу ходим в музей, это был наш пятый поход. Я озвучила, что мы идем в Эрмитаж в Египетский зал, так как за несколько дней до этого моя старшая дочь (4,5 года) интересовалась мумиями, а также попросила детей собрать всё, что им нужно для похода в музей. Через несколько минут София принесла лист, на котором были маленькие картинки и назвала его "листком-заданием". Она пояснила, что это мумия и тетя, которая следит за порядком, и что листок-задание нужен, чтобы отмечать все, что необходимо увидеть в музее. Дальше начался сбор необходимых вещей для листка-задания: для него потребовалась отдельная сумка, карандаши и еще один листок-задание для младшего брата. Сборы потребовали чуть больше времени, чем я планировала, но осознанность и увлеченность детей были на высоте. 

Когда мы только зашли в Эрмитаж и еще даже не успели купить билеты, София достала листки, карандаши и уже была готова делать заметки. В итоге в ходе экскурсии были отмечены и мумия, и тётенька, а также зарисована парадная лестница Зимнего дворца, поскольку она произвела сильное впечатление. Придуманный самим ребёнком листок-задание стал и планом, и дополнительным инструментом привлечения внимания к экспонатам музея, и способом отразить полученные впечатления. Думаю, что создание подобных листков станет частью наших пятничных походов в музей, и мы будем осваивать и развивать этот инструмент и дальше.

image.jpg

Листок-задание: мумия с одним глазом, тётенька, следящая за порядком и картина (этот листок задание был отдан младшему брату, правда Макс пока не оценил задумку, но тоже ходил в руках с листком по музею).

 

image.jpg

В Египетском зале: и Софа, и Макс держат в руках свои листки.

 

image.jpg

Розовым Софа делала пометки и записи в музее. Справа парадная лестница Эрмитажа.

Анна Вендик