Детский сад в Японии, Германии, Дании: никаких занятий, только игры

Что такое хороший детский сад в России и США? В нем с детьми занимаются, их развивают, готовят к школе. А какие дошкольные учреждения популярны в Японии, Дании и Германии? Дети там целый день играют самостоятельно и даже «возятся в грязи», по выражению одной мамы. Что же дают детям садики без специальных занятий? Кристина Гросс-Ло, объехавшая полмира в поисках лучших рецептов воспитания, делится своими впечатлениями.

В 1989 году ученые сравнили дошкольное образование в Японии, Китае и США; они опрашивали в том числе и родителей учеников. 67% родителей из Китая и больше половины американцев были убеждены, что первые годы имеют огромное значение для подготовки к дальнейшему обучению, поэтому детям необходимы учебные занятия. С ними согласились лишь 2% японских родителей. «Мы хотим, чтобы дети играли, — говорит Ясосима-сенсей, директор детского сада. — Как иначе они поймут, что им нравится и кто они есть?».

Не скрою, нередко я смотрела на игры японских детей с недоумением. Например, как-то раз я наблюдала за малышами, которые лепили дороданго — шарики из глины с песком. Просто сидели и катали шарики, один за другим. Для меня эта игра была лишена всякого смысла, это даже не куличики! Другие иностранцы разделяли мой скептицизм: одна мама-англичанка даже забрала своего шестилетнего сына из детского сада, чтобы он учился читать, «а не возился в грязи».

А директор объяснила мне, что даже такая игра способствует развитию детей, просто взрослые этого, возможно, не понимают. Но человек, если предоставить ему свободу выбора, обучается именно так: занимаясь тем, что ему самому интересно. Возясь с глиняными шариками, дети открывали мир при помощи тактильных ощущений. Ни одна книга не смогла бы подарить им такого рода знания.

Они исследовали глину: как она меняется, если ее намочить или оставить на солнце, сколько воды нужно добавить, чтобы добиться нужной плотности, сколько силы приложить. Дети учились сдерживать досаду и разочарование, когда шар трескался или распадался на куски, развивая такие качества, как терпение, целеустремленность и упорство. Если кто-то из товарищей случайно наступал на их изделия, дети пытались сами разрешить конфликт. Чем выше вырастала горка шариков, тем большее удовлетворение дети испытывали. Таким образом они завоевывали авторитет у товарищей и приобретали навыки взаимовыручки.

Но главное в детских играх (не важно, идет ли речь о глиняных шариках, домике на дереве или охоте на жуков) — самостоятельность. Малыши сами ставят перед собой задачу — и сами достигают цели. Взрослые не навязывают им правила и не контролируют процесс. Они не вмешиваются. Как-то раз я тоже села катать шарики, и теперь уже дети смотрели на меня с недоумением: в их понимании это было не взрослое занятие.

Малыши не просто копаются в глине: они непрерывно учатся, задаваясь вопросами и находя на них ответы. Их день наполнен постоянной осмысленной деятельностью. Студент японского колледжа поделился со мной воспоминаниями о детском саде: «Каждое утро я думал о том, чем займусь сегодня. Весь день принадлежал только мне».

Детский сад в Дании

Будучи аспиранткой, Ребекка проходила практику в «лесной школе» в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагалось на краю леса; с другой стороны оно граничило с маленькой морской бухтой.

Как-то зимой, когда тусклое северное солнце едва выглядывало из-за верхушек деревьев, воспитатели с группой отправились к морю. «По дороге дети мечтали о том, чтобы искупаться, и учителя только улыбались в ответ», — рассказывает Ребекка. Никто не пытался переубедить малышей, никто не запрещал им подходить к воде и не говорил, как опасен тонкий лед.

Ребята собирали камни и ракушки; когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим.

«Мы разбили лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали, а я стояла с полотенцем наготове, — улыбается Ребекка. — Никто из них не полез дальше в море, и они точно запомнили, что купаться зимой — не лучшая идея. После дети говорили, что чувствовали себя суровыми викингами, а меня, признаюсь, впечатлила их смелость».

В «лесной школе» воспитанники часами играли на открытом воздухе в любую погоду. На природе они чувствовали себя как рыбы в воде и не боялись исследовать окружающий мир. «Дети были крепкими и здоровыми. А еще обходились без игрушек и сами придумывали, чем заняться, используя то, что дает природа, — с восторгом рассказывала Ребекка. — Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда (это высказывание я не раз слышала от скандинавов)».

Детский сад в Германии

Мне самой довелось посетить немецкую «лесную школу» на окраине Дюссельдорфа. В первые мгновения меня поразила царившая здесь тишина; ее нарушало лишь пение птиц, треск веток под ногами и шелест ветра в кронах высоких деревьев. Потом вдалеке послышались негромкие голоса и смех.

Подойдя поближе, я увидела около пятнадцати детей трех—шести лет и нескольких взрослых. И те и другие были одеты в плотные куртки с капюшонами, на ногах непромокаемые ботинки. Все необходимое для занятий: книги, инструменты и прочее — хранилось в небольшом трейлере, рядом с которым стояли столы и стулья.

День начинался с того, что все рассаживались на бревнах кружком на поляне и пели под гитару. После пения дети слушали какую-нибудь историю. Когда «круговое» время подходило к концу, дети бежали играть. Одни копались в земле, другие возились в песочнице, третьи забирались подальше в лес; они оставались в поле зрения воспитателей, но при этом были предоставлены самим себе.

Один из воспитателей, Вольфганг, подвел меня к «качелям» — свисающей с дерева веревке, к которой был привязан крепкий сучок. Дети все сделали сами, даже отпилили сучок нужной длины. Удержаться на такой тарзанке было непросто, но это и вызывало восторг.

«Веревка качается, и детям приходится прикладывать больше усилий, чтобы удержаться. Они учатся управлять своим телом, — объяснил Вольфганг. — В отличие от обычной детской площадки у нас нет заданности. Дети сами придумывают себе занятия».

В лесной школе учитель не говорит: «А давайте-ка сегодня сделаем качели!». Взрослые помогают воспитанникам воплотить идеи в жизнь, но инициатива всегда идет от детей.

Всего в Германии около семисот «лесных школ», и их число растет. Немцы считают, что дети должны проводить на улице как можно больше времени. Им полезно быть ближе к природе, и ничего страшного, если в результате они возвращаются перепачканные с головы до ног.

Дошколята не только целыми днями гуляют на свежем воздухе, но учатся управлять своим телом, открывают для себя его возможности, и никто не навязывает им искусственное расписание. Сравнив воспитанников немецких «лесных школ» с их сверстниками из городских детских садов, специалисты обнаружили, что первые более внимательны и выносливы, легче ладят с товарищами, в целом ведут себя спокойнее и реже раздражаются. Одна из причин подобного поведения — они меньше времени проводят в замкнутом пространстве.

Мы смотрим на пятилетнего мальчика в красном свитере, который старательно затачивает палку маленьким ножом. Воспитатели учат детей правильно пользоваться инструментами и следят, чтобы те обращались с ними аккуратно, но никто не стоит у мальчика над душой и не причитает, что он сейчас поранится.

Все утро ребята занимались своими делами: маленькая Лина ловила жуков в траве, стайка малышей качала воду при помощи насоса — она была нужна им для игры. В полдень всех позвали обедать. Затем дети собрались на прогулку, взяли из трейлера инструменты и сумки с вещами и неспешно двинулись в путь. Именно малыши, а не учителя определяли, с какой скоростью мы будем двигаться: их никто не подгонял, они часто останавливались, чтобы рассмотреть интересный куст, дерево или камень.

В «лесных школах» малышей не делят по возрасту и не нагружают кучей правил. Они сами решают, чем заниматься и с кем дружить, и главное — у них есть пространство для воображения и деятельности.

Сегодня работа с детьми почти во всех детских садах Германии основана на игре. В 1970-х в стране провели реформу дошкольного образования, в ходе которой большинство детских садов фактически превратились в школы для малышей, ориентированные на учебу. Через несколько лет оказалось, что выпускники этих заведений не только не опережают сверстников, но даже отстают от тех, кто в свое время посещал игровые сады. Ребята, занимавшиеся в детстве исключительно играми, лучше успевали по математике и чтению, легче приспосабливались к новой обстановке и были эмоционально устойчивее. Кроме того, их отличал интерес к учебе и творческий подход к заданиям. Так что правительство Германии признало неэффективность реформы. Игру реабилитировали.

Из книги "Родители без границ", Кристина Гросс-Ло

Источник

Отзыв Татьяны Максимовой

Максимова Татьяна, мама Захара, ходят вместе с сыном на Группу "Под Крылышком", для детей 1-2 лет.

Я бы рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"Здесь очень уютно, особая атмосфера, в которой дети моментально осваиваются, как рыбы в воде. И есть еще это приятное ощущение, что ты вот сидишь, ничего не делаешь, а дети всесторонне развиваются : )"

Я бы не рекомендовала «Гнездо» друзьям, потому что:

"слишком много народу придет, мест на всех не хватит. Шутка. Друзьям безусловно рекомендую, всем подряд не стала бы, возможно".

Больше всего я ценю в Гнезде:

"Гибкость".

Творчество: подсказки для Реджио-мамы. 27 материалов для творчества

Лорис Малагуцци, основатель Реджио-подхода, писал, что у ребенка должно быть 100 языков и способов завить о себе. Прежде всего, это проявляется в творчестве. Творчество дает детям возможность переосмыслить и выразить информацию, опыт, свои чувства и переживания, полученные в ходе обучения, общения, проживания дня. Любая тема, любой детский интерес может быть с одной стороны расширен с помощью творчества, с другой стороны результаты и достижения детей – зафиксированы.

Творческие занятия:

1. Рисование: акварелью, гуашью, восковыми мелками, сухой и масляной пастелью, маслом, акрилом, углем, карандашами, фломастерами и т.д. 
На чем рисовать: на всех видах бумаги и картона (они должны быть разной фактуры, разной толщины и плотности, разного цвета), это дает детям больше опыта и ощущений, понимания материала, с которым они работают; на зеркалах и стекле; на пленке и фольге; на природных материалах: камнях, раковинах, песке или песком, коре, дереве, листьях, цветах и т.д.; на улице: на асфальте, земле, снегу, льду, воде, под дождем, на солнце, вечером и утром (в разных погодных условиях и в разное время суток – разные впечатления, эмоции и процессы) ; на холсте; на ткани и т.д.
Чем рисовать: руками, разными кистями, в том числе самодельными из натуральных материалов, валиками, губками, штампами, овощами, фруктами, цветами, лентами, игрушками и т.д. Не ограничивайте себя рамками.
2. Лепка из теста (рецепт один их многих: 1 чашка муки, 1 чашка воды, 1/4 чашки соли, 2 чайных ложки лимонной кислоты, 1 столовая ложка растительного масла, Пищевой краситель. Все в кастрюлю и на средний огонь. Мешаем-мешаем-мешаем - готово!), глины, снега, кинетического песка, плейдо, гипса, керамомассы, папье-маше и прочего.
3. Конструирование: из любых бросовых материалов, кубиков, натуральных материалов.
4. Драматизация: ролевые игры, инсценированные историй и сказок, придумывание историй и сказок, пальчиковый, теневой, песочный, кукольный, марионеточный и прочие виды театра.
5. Музыка: слушать, играть, изучать. Рисовать, лепить музыку или под музыку.
Вариантов на самом деле бесконечное множество. Часто дети сами придумывают и подсказывают удивительные вещи, до которых мы взрослые не можем сами дойти. Будьте более внимательны и чутки к своим детям. 

Реджио-творчество.jpg

Список творческих материалов, который должен быть у любой Реджио-мамы:
1. Акварель
2. Гуашь
3. Восковые мелки
4. Масляная или\и сухая пастель
5. Уголь
6. Масляные и акриловые краски
7. Карандаши простые и цветные
8. Ручки синие, черные, цветные
9. Фломастеры
10. Кисти, валики, штампы, губки
11. Клей ПВА и клей-карандаш. Для каких-то более серьезных поделок нужен пистолет с термо-клеем
12. Скотч: бумажный, прозрачный, цветной, двусторонний, вспененный
13. Проволока
14. Веревки, бечевка
15. Нитки
16. Блестки, пайетки, бусины
17. Листья, сухоцветы, цветы, шишки, каштаны, желуди
18. Веточки, палочки, деревянные спилы, кора, бруски
19. Мука (можно иметь разную муку: пшеничную, ржаную, кукурузную, рисовую, гречневую – разный сенсорный опыт), крахмал, соль
20. Бумага: от обычной белой, до тишью и крафтовой бумаги, от совсем малых размеров до ватманов и рулонной бумаги (гофрированная, фольгированная, бархатная, калька, с орнаментов и т.д.)
21. Картон: также как и с бумагой много разного
22. Крупы и фактурные макароны. 
23. Пищевые красители
24. Ленты, ткани
25. Световой стол: по желанию, но он дает детям очень много стимулов к изучению и развитию. Сейчас можно найти недорогие от 1500 рублей.
26. Зеркала: маленькие и большие разных форм. Можно найти и безопасные со специальной защитной пленкой.
27. Природные материалы: ракушки, камни, стекло (марблсы), витражи

Как хранить детские работы?

Любую работу подписываем: имя, дата и если есть описание от самого ребенка. С детьми от 2-х лет примерно можно уже обсуждать, нужно ли ему самому сохранить работу или ее можно выкинуть. Часто проблему решает фотография, тоже спасает и с конструкциями, лепками, сложными аппликациями. Если сфотографировано, значит не потеряно. Особо любимые работы вывешиваются на стены на всеобщее обозрение, остальное складывается в папку или контейнер. Периодически, раз в полгода или чаще, если ребенок просит, можно просматрировать работы вместе. Дети могут решить их доделать, переделать или выкинуть.

Реджио-подход без секретов. Часть 2.

Дети любят делать открытия

Во второй части материала о Реджио-подходе мне бы хотелось рассказать о том, какие задачи решает этот подход и к каким результатам приходят дети. Я, к сожалению, часто слышу от родителей, что ребенок ничему не научится, если он будет только играть, если ему предоставить свободу выбора и мышления. Есть устойчивое заблуждение, что человек учится и развивается только «из-под палки». Я и мои коллеги, а также целое мировое сообщество Реджио-педагогов, гуманистических, конструктивистских педагогов и других специалистов, опирающихся на современные исследования в области психологии, педагогики, социологии, уверены, что в каждом человеке заложен удивительный механизм саморегуляции и саморазвития, который движет и познанием, и развитием, и любознательностью. Наша задача позволить ему быть!

Если говорить о педагогических целях, то Реджио-подход решает следующие важные задачи:

  • развитие наблюдательности и любознательности;
  • развитие памяти ребенка;
  • умение хранить, обрабатывать и классифицировать информацию;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • умение описывать происходящее;
  • умение замечать в повседневной жизни удивительные достойные восхищения моменты.

Взрослые, также как и дети отдаются процессу

Этому способствует постоянное возвращение к старым проектам, чтобы можно было оценить, что дети запомнили, как изменилось с тех пор их мировосприятие и миропонимание, как они умеют словами описать то, что было. Еще одна важная задача – умение вступать в диалог с людьми, природой, миром вещей и предметов, используя свою фантазию. Один из ключевых инструментов, позволяющий детям рассказать о том, как они понимают мир, является рисунок. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс. Сравнение, поиск сходств и различий, сбор максимального количества информации необходимы для исследования. Реджио-подходу свойственно высокое качество детских картин и рисунков, это связано с тем, что отдельный фрагмент реальности исследуется все глубже и глубже. В Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания, которые требуют постоянного документирования, т.е. фиксирование на фото-, видео-, аудионосители процесса детского познания. Прожитое оставляет «следы». Возвращаясь к нему, дети по-новому осмысляют прошедшее. Познание - постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Свой взгляд, собственная точка зрения всегда субъективны и неполны. Чтобы скорректировать знания и сделать их более полными следует накапливать разные взгляды и обмениваться ими с другими, в процессе обсуждения и расширения полученной информации знания объективируются. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. При таком подходе взрослый вместе с детьми заново глядит на мир и познает его, а значит, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием.

Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой. Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Дети при поддержке взрослых проводят разные опыты с количествами: выясняют и наблюдают больше или меньше, сколько штук, какой объем, сколько на глаз, какая площадь, а потом полученные данные и навыки применяются на практике, например, можно измерить предмет разными способами.

Подводя итоги вышеописанному, можно выделить несколько областей, характерных и отличительных для Реджио подхода.

Исследование себя, как личности, тоже важный и ценный процесс

В области проектирования: предпочтение отдается развитию возникающих идей, вместо соблюдения жесткого педагогического плана. Работая над проектом, дети объединяются в малые группы, 2-6 человек. Проекты становятся большими и сложными, при этом нет необходимости избегать эмоционально сложных тем. Участие в проекте - возможность для ребенка проявить себя и общаться. Сложности и проблемы решаются мозговыми штурмами. Задача воспитателей включать по ходу осуществления проекта учебные задачи.

В области познания: дети научаются отличать праздники от повседневности, думать и рассуждать о предметах и явлениях; рассматривать их суть, строить предположения о том, чем что-то не является; чем оно могло бы быть; о взаимовлиянии одного на другое; глубинно познавать целостные системы; оценивать степень завершенности работы.

В области обучения: педагоги выстраивают ситуации, которые провоцируют ребенка развиваться интеллектуально и эмоционально. Записывая то, что говорят дети, подавая реплики, стимулирующие обсуждение, фиксируя и развивая их интересы, взрослые выстраивают обучение. Техническим приемам и конкретным навыкам обучают в ходе работы. При этом комментируется сама работу, а не уровень умений детей. Объекты и материалы можно применить в неожиданных вариантах, например, то, что используется внутри помещения, выносится наружу, и наоборот. Воспитатели учатся у детей так же, как и дети у взрослых. Детям нужно давать действовать медленно, не торопясь, столько времени, сколько им нужно.

Исследование цвета

В области творчества: дети научаются копировать изображения взрослых, пробуют изображать чувства, настроения, звуки, рисовать карты помещений, воспоминаний или звуков. Рисунки – это путь к более сложным и продуманным изображениям. Постоянное документирование процесса работы над изображениями и детских символов, их анализ и обсуждения дает детям возможность связать символы и описания. Творчество становится инструментом познания и осознания окружающего мира, так как в рисунке объединяется наблюдение и воображение.

В области межличностной и групповой коммуникации: дети учатся на примере взрослых. В основе демократические участие, обучение через сотрудничество, решение конфликтов. Поощряется высказывание различных мнений, разница во мнениях это стимул для детей к развитию и поиску решения проблем. Важное значение имеет понятие «мы». Активно обсуждаются социальные идеи, планы, совместно разрабатываются правила и нормы.

Взаимодействие разновозрастных детей в игре

Интерпретация и документирование детского творчества. Здесь очень важно постоянная фиксация процесса и результата деятельности детей. Документы доступны всем: родителям, детям, педагогам, публике. Они становятся объектом исследования: так перечитав записи педагога за предыдущие дни, можно найти задачи и занятия для детей на будущее. Детские рассказы, высказывания, фотографии обсуждаются с самими детьми, что возвращает их к деятельности и ее осознанию. В любом детском ответе есть логика, главное ее понять.

Анна Вендик

По материалам книг и статей о Реджио-подходе.

Приглашаем на дни открытых дверей 29 и 30 августа!

29 августа, с 11:00 до 13:00 - знакомство с Реджио-садом

реджио-сад
  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами "Гнезда"
  • Свободная игра и взаимодействие со сверстниками
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы
  • Подарки всем пришедшим!

13:00-15:00 - Реджио-пространство для малышей до 3-х лет

  • Знакомство с пространством, средой, педагогами и владельцами -"Гнезда"
  • Мягкая школа, группа "Мама и малыш", тоддлер группа "Я и мама", семейный театр и музыка
  • Беседы для родителей о Реджио-подходе и гуманистической психологии
  • Специальные предложения на абонементы

На дне открытых дверей, посвященному Реджио-саду, своей главной целью мы ставим знакомство детей с педагогами и друг другом, знакомство родителей с педагогами и друг другом, освоение пространства в индивидуальном темпе. На наш взгляд, самым оптимальным форматом для такого мероприятия является свободная игровая деятельность, когда, адаптируясь,  ребенок начинает преобразовывать среду вокруг себя и заводит новые знакомства. В течении двух часов дети смогут свободно перемещаться по всем 4 помещениям "Гнезда", играть самостоятельно с материалами, играть в игры, организованные педагогами, играть совместно с другими детьми.
Родители на встрече смогут познакомиться с владельцами "Гнезда", концепцией Реджио-подхода, послушать о важности привязанности в детско-родительских отношениях, задать интересующие вопросы, а самое главное, подробно рассказать о своих детях! Для того, чтобы сделать пребывание в Реджио-саду комфортным, нужно создать для ребенка принимающую безопасную среду, которая складывается также из постоянных  ритуалов, предпочтений, любимых занятий, блюд и игр.


30 августа - День увлекательных занятий!
с 11:00 до 13:00 - для детей 0-6 лет и их родителей

занятия для дошкольников
  • Приглашаем семьи с детьми поиграть в захватывающую игру, в конце которой каждого ребенка ждет подарок-сюрприз!
  • Загадки, сенсорные и творческие игры, подвижные занятия, музыка, ремесло и многое другое.
  • Приятное общение с обитателями "Гнезда" и знакомство с богатым миром нашего пространства!


Для дошкольников и их родителей мы приготовили путешествие по сказочному лесу, где у разных деревьев наших маленьких бельчат, крольчат, мышат и птенцов ждут захватывающие задания! В конце леса у главного дерева после дня приключений всех ждут подарки!
Родители могут помогать своих отважным путешественникам, познакомиться с хозяевами и педагогами "Гнезда", задать интересующие вопросы и даже выбрать занятия в нашем пространстве для себя любимых. :)


с 15:00 до 17:00  - квест для детей 7-10 лет и их родителей

семейное обучение
  • Детей ждет командная работа, тайны и открытия, захватывающие персонажи на пути!
  • Презентация программы поддержки и обучения школьников на семейном образовании
  • Знакомство с педагогами и предметами
  • Скидки, подарки и специальные предложения!

Для хоумскулеров мы приготовили задания, для решения которых потребуется креативность и проницательность, смелость и помощь друга! Родителей ждет вкусный чай с печеньем, беседы на темы домашнего обучения и кое-что еще! :)

Реджио-подход без секретов. Часть 1.

В основе подхода, как я уже писала ранее, лежит идея о множестве способов самовыражения ребенка, которые зачастую остаются незамеченными  и недооценёнными взрослыми, ярче всего она выражена в стихотворении Лориса Малагуцци «100 языков ребенка». Чтобы способности детей могли раскрываться, необходимо обеспечить им определенные условия:

  • поощрять желание задавать вопросы и замечать мир вокруг;
  • предоставлять время и возможность вдуматься в окружающее.

Каждому ребенку нужно свое количество времени, чтобы осознать происходящее.

При этом следует учитывать, что у ребенка индивидуальное восприятие, у него есть его собственные интерпретации и трактовки. Ребенок учится у самого себя, у взрослых и у других детей косвенно, не прямо, как это обычно считается. В свою деятельность и действительность он включает свои впечатления и суждения. В процессе общения друг с другом дети также учатся задавать вопросы, ставить и обсуждать проблемы, выдвигать гипотезы. В Реджио-подходе очень ценится следующий принцип: совершенно необязательно дети выучат именно то, что им преподают, многое они возьмут из своей собственной деятельности, активности и ресурсов, предоставленных взрослыми. 

Для развития восприятия, вдумчивости и внимательности детям предоставляются возможности изучения окружающего мира и явлений. Дождь и ветер, свет и тень, вода и земля, рост и развитие растений и животных изучаются так же подробно и пристально, как произведения человеческих рук (одежда, мебель, статуи, картины), сказки и общественные отношения, например, работа транспорта, магазина, банка и т.д. Дети получают возможность взглянуть на одно и то же явление в разное время дня, недели и года, чтобы увидеть особенности при разном освещении и в разных погодных условиях. Задокументировать разные явления  (сфотографировать, записать на видео или аудио) – это еще одна возможность более подробно изучить их.

Детям могут быть важны даже самые мелкие детали.

Каждое утро в Реджио-саду начинается с обсуждения вопросов, проектов и явлений,  волнующих детей. Темы для работ и проектов выявляются спонтанно из детских вопросов и интересов, из догадок и предположений, которые возникают в ходе разговоров и обсуждений. Формулирование своих мыслей о происходящем с помощью речи - неотъемлемая составляющая детского развития и важнейший элемент Реджио-подхода. Лорис Малагуцци считал, что детская креативность возникает из повседневного опыта и является естественной характеристикой человеческого способа мышления, знания и выбора. Креативность – это, прежде всего, возможность свободного исследования за пределами познанного, умение предсказывать и принимать нестандартные решения. Стимуляция творчества идет посредством поддержания интеллектуальных, эмоциональных и связанных с воображением процессов, а также выстраивания межличностной коммуникации.

Свободное исследование - залог развития креативности.

В Реджио много внимания уделяется правам детей и взрослых. Особенности ребенка определяются не только наследственностью, но и окружающей средой. Дети развиваются постоянно, но не по прямой, не повторяют все вслед за другими. На их развитие оказывают влияние ближайшее окружение и весь мир в целом. При этом считается, что никогда не поздно меняться, что каждый ребенок может стать сам творцом своей жизни. С момента рождения начинается общение ребенка с окружающим миром: им движет любопытство. Ребенок никогда не задает глупых или несущественных вопросов, поэтому взрослому нужно со всей серьезностью и уважением относиться к ним. Наблюдая за детьми, слушая их активно и внимательно, взрослые могут выявлять из этого вопросы, мысли и интересы, которые будут служить дальнейшему развитию. Малагуцци писал: «Ребенок — не ящик, который нужно как можно плотнее заполнить, а ящик, из которого нужно как можно больше извлечь».

Каждый ребенок заслуживает, чтобы в него верили и доверяли ему. «Задача взрослого — помочь ребенку выразить свои, безусловно ценные, представления о мире и запомнить, что он испытал» - говорил Лорис Малагуцци. Нужно так разговаривать с детьми, что бы вызвать у них интерес к деятельности и вызвать вопросы. Количество времени, необходимое ребенку на одну и ту же тему, определяется его интересом. Малагуцци полагал, что «взрослый для ребенка — не сторож и не фокусник, а надежный друг, умеющий вовремя появляться и вовремя самоустраняться». Он позволяет детям найти самостоятельно ответы и решения, создает условия для работы, но не оказывает влияния на качество результата непосредственно.

Возможность самостоятельно найти решения и ответы повышает уверенность и увлеченность ребенка.

Ребенок развивается в процессе коммуникации, он постоянно включен в множество различных связей и взаимоотношений. В Реджио-саду фокус направлен на общественные отношения, а не на отдельную личность. Культивируются отношения с семьей, с работниками сада, с другими детьми, а также взаимоотношения между всеми вышеперечисленными участниками. В Реджио-садах организуются специальные мероприятия, направленные на взаимодействие всех участников, а именно: ежедневные контакты со взрослыми, документирование повседневной деятельности, беседы с родителями и мероприятия с участием всей семьи. На этом комплексе взаимосвязей, которые складываются в целую систему, основано планирование работы с детьми. Общение педагогов с детьми, детей между собой определяет возможности самообучения. Взаимодействие педагогов между собой и с родителями помогает выявлять актуальные темы и вопросы, расширять возможные направления деятельности. Распорядок дня, состав и свойства материалов, особенности пространства определяют возможности развития той или иной темы. Все элементы системы способствуют рождению проектов - продолжительных исследований с углублением в конкретную тему.

Анна Вендик

Велосипед, 100 языков и права детей

Основателем Реджио-подхода считается Лорис Малагуцци – педагог и психолог, консультант итальянского правительства в вопросах образования, новатор и просто человек, который очень любил детей.  Его часто называют «педагогом-провокатором» за его неординарное видение ребенка как сильного и компетентного человека с рождения, способного самостоятельно контролировать свое обучение.

Дети сильны, богаты и способны. Все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения, они соотносятся со всем, что наблюдают вокруг себя.
— Лорис Малагуцци

Лорис Малагуцци родился в Италии в 1920 году. Он вырос в фашистской Италии, был свидетелем ужасной войны. Еще во время войны он окончил курсы учителей, а потом поступил в Риме на первые послевоенные курсы психологов.

Как-то, совершая велосипедную прогулку, в  окрестностях городка Реджио-Эмилия, Лорис увидел удивительную картину, которая его сильно впечатлила и заставила остановиться. Жители маленькой деревушки всем народом от мала до велика собирали песок, камни, палки и лесоматериалы для строительства новой школы. Малагуцци решил остаться и помогать.

 Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

Лорис Малагуцци. Фото: reggioalliance.org/narea/

После войны жители собрали военные трофеи – немецкий танк, девять лошадей и два военных грузовика, и решали, куда вложить вырученные от их продажи средства. Поскольку женщин было большинство, было решено строить школу для детей. По этому поводу Малагуцци писал: «Это была первая победа женщин после войны, так как это было их решение. Мужчины использовали бы деньги по-другому». Эта первая школа существует и по сей день в 20 минутах от города Реджио Эмилия. Впоследствии локальное сообщество, его менталитет, история и специфика всегда будут важными элементами, оказывающими влияние на реализацию Реджио-подхода в том или ином месте.

В 1950-х годах Малагуцци открыл Муниципальный Психолого-Педагогический Медицинский Центр в Реджио Эмилия, где  работал более 20 лет. В начале 60-х годов в сотрудничестве с городской администрацией он открывает первый муниципальный дошкольный центр.  В итоге под управлением Малагуцци была создана целая сеть центров и услуг: муниципальные сады, детские центры, школы воспитателей. Малагуцци постоянно развивался и продолжал свою работу в области продвижения философии раннего образования и концепции «100 языков ребенка», он был консультантом Министерства Образования Италии, редактором двух образовательных журналов Zerosei и Bambini, основателем Национальной Группы Раннего Детства в Реджио Эмилия.

Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь.
— Писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений.
 Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Лорис Мадагуцци. Фотография из фотогалереи Фонда Reggio Children

Также Лорис Малагации стал автором манифеста о правах детей, учителей и родителей, который есть и соблюдается в каждом Реджио центре и школе. «У детей есть право считаться субъектами индивидуальных, гражданских и социальных прав; источниками и авторами своего собственного опыта. Таким образом, они становятся активными участниками в создании своей личности, возможностей и автономии через взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, идеями, предметами и с реальными или вымышленными событиями окружающего мира». Более подробно об этом манифесте я напишу в ближайших постах.

Анна Вендик

Заметить и предоставить возможности

 В Реджио-подходе наблюдение ребёнка является основополагающим процессом. Задача взрослого увидеть ребёнка как личность, с его особенностями и потребностями, идеями и возможностями, интересами и предпочтениями, оценить, что ребёнок уже умеет делать самостоятельно и к чему он потенциально готов (зона ближайшего развития по Л.С. Выготскому). На основе результатов наблюдения  взрослые готовят темы и проекты, интересные детям, меняют и адаптируют среду под запросы и нужды детей, помогают детям реализовать их задумки, предоставляют территорию и возможности для развития ребенка по его собственной программе. Самое сложное для взрослого бывает переключиться с ориентации на результат, к которой мы привыкли с детства, на концентрацию на самом процессе. То есть уйти от желания научить какому-то конечному знанию, в замен в процессе взаимодействия с ребенком найти способы и инструменты познания, исследования и творчества. Так во время открытого процесса ребенок научается в итоге большему спектру навыков и получает больше знаний. 

Для того, чтобы поддержать ребёнка, достаточно внимательно и с уважением относиться к его задумкам. Особенно это важно после трех лет, когда ребёнок осваивает навыки планирования, возможность реализовать свой собственный замысел. Так, например, накануне мы с детьми собирались в музей. Вот уже месяц мы каждую пятницу ходим в музей, это был наш пятый поход. Я озвучила, что мы идем в Эрмитаж в Египетский зал, так как за несколько дней до этого моя старшая дочь (4,5 года) интересовалась мумиями, а также попросила детей собрать всё, что им нужно для похода в музей. Через несколько минут София принесла лист, на котором были маленькие картинки и назвала его "листком-заданием". Она пояснила, что это мумия и тетя, которая следит за порядком, и что листок-задание нужен, чтобы отмечать все, что необходимо увидеть в музее. Дальше начался сбор необходимых вещей для листка-задания: для него потребовалась отдельная сумка, карандаши и еще один листок-задание для младшего брата. Сборы потребовали чуть больше времени, чем я планировала, но осознанность и увлеченность детей были на высоте. 

Когда мы только зашли в Эрмитаж и еще даже не успели купить билеты, София достала листки, карандаши и уже была готова делать заметки. В итоге в ходе экскурсии были отмечены и мумия, и тётенька, а также зарисована парадная лестница Зимнего дворца, поскольку она произвела сильное впечатление. Придуманный самим ребёнком листок-задание стал и планом, и дополнительным инструментом привлечения внимания к экспонатам музея, и способом отразить полученные впечатления. Думаю, что создание подобных листков станет частью наших пятничных походов в музей, и мы будем осваивать и развивать этот инструмент и дальше.

image.jpg

Листок-задание: мумия с одним глазом, тётенька, следящая за порядком и картина (этот листок задание был отдан младшему брату, правда Макс пока не оценил задумку, но тоже ходил в руках с листком по музею).

 

image.jpg

В Египетском зале: и Софа, и Макс держат в руках свои листки.

 

image.jpg

Розовым Софа делала пометки и записи в музее. Справа парадная лестница Эрмитажа.

Анна Вендик

Транспорт и молоток

Накануне у нас состоялся занимательная беседа с педагогами, работающими с детьми дошкольного и школьного возраста. В результате мы выяснили, что многие дети, живущие в большом городе, оказываются сильно оторванными от реальной жизни. Мне рассказали историю о пятиклассниках, которые впервые (!) увидели метро и электрички, отправившись на экскурсию в музей с классом. 

Я задумалась, как много разных явлений, занятий, предметов для современных детей оказываются из разряда "сказочных" и небывалых, которые для нас самих были частью повседневной жизни. 
Например, общественный транспорт. Мои дети первый раз проехались в метро, когда им еще не было трех, хотя я из тех родителей, который всегда и везде на своей машине. В прошлом году мы поехали в гости к бабушке с Петроградки на Васильевский на трамвае (Софии было 3,5 года, Максиму - 1,5 года). Так это стало настоящим событием и праздником, о котором до сих пор вспоминают и регулярно просят покатать их на трамвае или автобусе. Мы, многие родители, стремясь обеспечить комфорт себе и детям, возим их в основном в личных автомобилях, при этом лишаем детей полезного опыта и понимания необходимости общественного транспорта. Первая поездка на общественном транспорте для меня самой была затруднительной - я боялась и переживала, что возникнут сложности, что дети раскапризничаются и будут мешать и т.д. Но у страха глаза велики! Оказалось, что это интересно, занимательно и радостно. Просто мне самой было сложно выйти из своей зоны комфорта. 

Та же история происходит с плотничеством, рукоделием, кулинарией, садоводством и другими прикладными видами деятельности, которые мы современные горожане заменяем готовыми услугами или товарами. Так, например, у многих детей есть икеевский пластмассовый набор инструментов, который идет на ура. Но для многих детей этот инструмент остается игрушечным, не связанным с жизнью. Нам в этом отношении повезло, мой папа всю жизнь мастерит что-то руками, регулярно приглашая в помощники детей. Раньше это были мы с братом, теперь внуки. На прошлых выходных он с моими детьми сделал ящик для инструмента, такой же как в их любимой книжке "Кастор в мастерской". Они помогали, сравнивали с книгой, повторяли название инструмента и пробовали его в работе. Опять-таки - море положительных эмоций и позитивного опыта. 

Современная жизнь и детская индустрия предоставляет нашим детям огромный выбор качественных и интересных игрушек и пособий, и это прекрасно! Уже не возможно представить нас без технических средств, прогресса и инноваций. Я, например, очень ценю  интересные развивающие и образовательные приложения для планшета. Но мне кажется важным сохранять связь с реальной практической жизнью. Я восхищаюсь родителями, которые сами шьют, вяжут, мастерят, занимаются огородом и садом, создают кулинарные шедевры, мастерят мебель и игрушки. Это дает возможность детям видеть многогранность жизни, возвращает их из виртуальности в реальность, позволяя ей обретать смысл. Важно только, чтобы дети с самого раннего возраста могли быть полноценными участниками процесса.

А какие занятия и явления, которые были естественными для вас самих, стали редкостью и небывалостью для ваших детей? Давайте обсуждать в комментариях!

Анна Вендик